Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Лингвистический абсолютизм в «Вакьяпадии» Бхартрихари

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142

Полный текст:

Аннотация

Лингвистическую философию Бхартрихари в современных исследованиях принято ассоциировать с учением о лингвистическом Абсолюте (Шабда-Брахмане) и о трех уровнях речи. Однако в тексте «Вакьяпадии» каждое из этих учений упоминается однократно и крайне лаконично. Существенно чаще Бхартрихари ссылается на буддийское по духу представление о языке как концептуализации или умственном конструировании (викальпа). Онтологический статус абсолютной речи в учении «Вакьяпадии» не вполне прояснен. Основываясь на данных из более ранних брахманистских произведений, а также на критике философии Бхартрихари в «Шивадришти» Сомананды, можно предположить, что Бхартрихари не склонен был отождествлять Брахмана, «наделенного словесной природой», с предельным Абсолютом и скорее резервировал для него некий «промежуточный» онтологический статус. Учение о двух Брахманах (Высшем и «низшем») впервые было сформулировано в ранних Упанишадах, впоследствии получило развитие в школах веданты. В учении Бхартрихари звук (śabda), понимаемый как квинтэссенция Вед, относится именно к «низшему» Брахману, тогда как предельный Брахман трансцендентен миру и лишен акустических характеристик.

Для цитирования:


Десницкая Е.А. Лингвистический абсолютизм в «Вакьяпадии» Бхартрихари. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(10):132-142. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142

For citation:


Desnitskaya Е.А. Linguistic Absolutism in Bhartṛhari’s “Vākyapadīya”. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(10):132-142. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)