Лингвистический абсолютизм в «Вакьяпадии» Бхартрихари
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Лингвистическую философию Бхартрихари в современных исследованиях принято ассоциировать с учением о лингвистическом Абсолюте (Шабда-Брахмане) и о трех уровнях речи. Однако в тексте «Вакьяпадии» каждое из этих учений упоминается однократно и крайне лаконично. Существенно чаще Бхартрихари ссылается на буддийское по духу представление о языке как концептуализации или умственном конструировании (викальпа). Онтологический статус абсолютной речи в учении «Вакьяпадии» не вполне прояснен. Основываясь на данных из более ранних брахманистских произведений, а также на критике философии Бхартрихари в «Шивадришти» Сомананды, можно предположить, что Бхартрихари не склонен был отождествлять Брахмана, «наделенного словесной природой», с предельным Абсолютом и скорее резервировал для него некий «промежуточный» онтологический статус. Учение о двух Брахманах (Высшем и «низшем») впервые было сформулировано в ранних Упанишадах, впоследствии получило развитие в школах веданты. В учении Бхартрихари звук (śabda), понимаемый как квинтэссенция Вед, относится именно к «низшему» Брахману, тогда как предельный Брахман трансцендентен миру и лишен акустических характеристик.
Ключевые слова
Информация о статье:
Депонировано (дата): 23.12.2023
Опубликована: 23.12.2023
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Об авторе
Е. А. ДесницкаяРоссия
Евгения Алексеевна Десницкая, кандидат философских наук
Scopus Author ID 56431223600
WoS Researcher ID N-2808-2015
RSCI Author ID 699924
Санкт-Петербург
Москва
Список литературы
1. Десницкая Е. А. Истоки представления о Шабда-Брахмане // Азиатика: Труды по философии и культурам Востока. 2023. Т. 17, № 1. С. 64-79.
2. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки // Литература и культура древней и средневековой Индии. М.: Вост. лит., 1979. С. 36- 88.
3. Biardeau M. Théorie de la connaissance et philosophie de la parole dans le brahmanisme classique, Paris: Mouton, 1964. 484 p.
4. Bronkhorst J. Further Remarks on Bhartṛhari’s Vedic Affiliation // Studies in Indian Culture: S. Ramachandra Rao Felicitation Volume. Bangalore: Professor S. Ramachandra Rao Felicitation Committee, 1987, pp. 216-223.
5. Bronkhorst J. Bhartrhari and his Vedic tradition // Bhartrhari: Language, Thought and Reality. Delhi: Motilal Banarsidass, 2009, pp. 99-117.
6. Buitenen J. A. B. van. The Maitrāyaṇīya Upaniṣad: A Critical Essay with Text, Translation and Commentary. Hague: Mouton, 1962, 157 p.
7. Desnitskaya E. Paśyantī, Pratibhā, Sphoţa and Jāti: Ontology and Epistemology in the Vākyapadīya // Journal of Indian Philosophy. 2016. Vol. 44. P. 325-335.
8. Desnitskaya E. Language and Extra-linguistic Reality in Bhartṛhari’s Vākyapadīya // Sophia. 2018. Vol. 57. P. 643-659.
9. Franco E. On the interpretation of Pramānasamuccaya (Vrtti) I, 3d // Journal of Indian Philosophy. 1984. Vol. 12 (4). P. 389-400.
10. Houben J. E. M. The Saṃbandha-samuddeśa (Chapter on Relation) and Bhartṛhari's Philosophy of Language: A Study of Bhartṛhari Saṃbandha-samuddeśa in the Context of the Vākyapadīya, with a Translation of Helārāja's Commentary Prakīrṇa-prakāśa. Groningen: Egbert Forsten, 1995. 460 p.
11. Iyer K. A. S. (ed.). Vākyapadīya of Bhartṛhari with the commentary of Helārāja. Kāṇḍa III, part I. Poona: Deccan College, 1963. 388 p.
12. Iyer K. A. S. (ed.). Vākyapadīya of Bhartṛhari with the commentaries Vṛtti and Paddhati, Kāṇḍa I. Poona: Deccan College, 1966. 268 p.
13. Lindtner C. Linking up Bhartṛhari and the Bauddhas // Asiatische Studien / Etudes Asiatiques. 1993. Vol. 47. P. 195-213.
14. Minor R. N. Bhagavad-gītā: an exegetical Commentary. New Delhi: South Asia Books, 1982. 504 p.
15. Misra S. Bhartṛprapañca - A Vedāntin of Pre-Śaṅkara Era // Journal of Oriental Research (Silver Jubilee Volume). 1981. Vol. 40-41. P. 125-134.
16. Nakamura H. The Concept of Brahman in Bhartṛhari’s Philosophy // Journal of Oriental Research (Silver Jubilee Volume). 1981. Vol. 40-41. P. 135-150.
17. Nemec J. The Ubiquitous Śiva. Oxford: Oxford Uni. Press, 2011. 436 p.
18. Olivelle P. The Early Upanishads: Annotated Text and Translation. Oxford: Oxford Uni. Press, 1998. 677 p.
Рецензия
Для цитирования:
Десницкая Е.А. Лингвистический абсолютизм в «Вакьяпадии» Бхартрихари. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(10):132-142. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142
For citation:
Desnitskaya Е.А. Linguistic Absolutism in Bhartṛhari’s “Vākyapadīya”. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(10):132-142. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142