Художественная резьба по дереву у носителей пазырыкской культуры на Российском, Казахстанском и Монгольском Алтае: общее и особенное
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-5-68-77
Аннотация
Проведен технико-технологический и сравнительно-культурный анализ отдельных исследованных археологических памятников скифского времени России, Казахстана и Монголии. Выявлено, что курганы пазырыкской культуры на могильниках Верх-Кальджин на Российском Алтае, Берель на Казахском Алтае и Олон-Курин гол на Монгольском Алтае имеют много общего. Сходство обнаружено во многих деталях погребального обряда: одинаковые каменные насыпи, ориентация и глубина прямоугольных могильных ям, во многом похожие погребальные сооружения из дерева, положение усопшего – на деревянном ложе, головой на восток. Идентичность сопроводительного инвентаря выражена в комплектах одежды и войлочных головных уборах с наборами резных деревянных украшений, аналогичных видах вооружения, наборе посуды из дерева. Особая близость проявлена в мотивах различных украшений коня и человека, выполненных из дерева, особенно в художественной резьбе. Абсолютное подобие прослежено при комплексном технико-технологическом и культурологическом анализе украшений конской узды сопроводительных коней, нагрудных блях, жезлов власти верховных вождей. В их видовом многообразии преобладают образы грифов.
Ключевые слова
Об авторе
В. П. МыльниковРоссия
Владимир Павлович Мыльников, доктор исторических наук
Новосибирск
Список литературы
1. Богданов Е. С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 240 с.
2. Емельянов А. И. Резьба по дереву для начинающих. Художественная резьба по дереву. Секреты мастерства. Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009. 320 с.
3. Кубарев В. Д. О назначении зооморфных наверший из курганов Пазырыка и Уландрыка // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск: Наука, 1987. С. 169–173.
4. Кубарев В. Д., Черемисин Д. В. Образ птицы в искусстве ранних кочевников Алтая // Археология юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1984. С. 86–100.
5. Кузьмина Е. Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976. С. 52–65.
6. Лямин И. В. Вторая жизнь дерева. Дерево в искусстве. М: Лесная промышленность, 1970. 135 с.
7. Молодин В. И., Мыльников В. П. Верх-Кальджин-2 и проблемы деревообработки у носителей пазырыкской культуры // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы VII Годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. Декабрь 1999 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. С. 446–453.
8. Мыльников В. П. Резьба по дереву в скифское время (Северная Азия). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. 188 с.
9. Мыльников В. П. Обработка дерева в скифское время на Монгольском Алтае // Молодин В. И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. и др. Замерзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). М.: Триумф принт, 2012. С. 433–513.
10. Мыльников В. П. Изучение археологических деревянных предметов (погребальные памятники Алтая и сопредельных территорий). М.: ИА РАН, 2014. 160 с. (Методика полевых археологических исследований. Вып. 8)
11. Полосьмак Н. В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск: Наука, 1994. 127 с.
12. Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 402 с.
13. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 359 с.
14. Самашев З., Базарбаева Г., Жумабекова Г., Сунгатай С. Berel – Берел. Альбом. Алматы: Берел, 2000. 56 с.
15. Самашев З. С., Мыльников В. П. Деревообработка у древних скотоводов Казахского Алтая (материалы комплексного анализа деревянных предметов из кургана 11 могильника Берел). Алматы: Берел, 2004. 312 с.
16. Самашев З. С., Фаизов К. Ш., Базарбаева Г. А. Археологические памятники и палеопочвы Казахского Алтая. Алматы: Берел, 2001. 108 с.
17. Суразаков А. С. К вопросу о семантике некоторых образов пазырыкского искусства // Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1986. С. 3–34.
18. Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком. М.: Легпромбыт, 1992. 203 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мыльников В.П. Художественная резьба по дереву у носителей пазырыкской культуры на Российском, Казахстанском и Монгольском Алтае: общее и особенное. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(5):68-77. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-5-68-77
For citation:
Mylnikov V.P. Artistic Wood Carving among the Bearers of the Pazyryk Culture in the Russian, Kazakh and Mongolian Altai: Common and Special. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(5):68-77. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-5-68-77