Реклама табачной продукции и курительных аксессуаров в армянской прессе Тифлиса (1846–1918)
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-53-65
Аннотация
Исследуется развитие табачной рекламы в армянских газетах Тифлиса, выявляются основные стадии развития рекламы в сфере табачной продукции, а также трансформация содержания и формы табачной рекламы. Анализ 150 рекламных публикаций показывает, что география рекламодателей табачной продукции в армянской прессе на начальной стадии имела широкий характер, но с развитием рекламного рынка и конкуренции на рынке прессы приобрела локальную форму в пределах Кавказского наместничества с ярко выраженным этническим (армянским) составом адресантов-предпринимателей. Трансформация содержания и формы рекламных текстов происходит под влиянием развития социально-экономических и технологических факторов. Однородные тексты рекламы на разных стадиях развития приобретают креолизованный характер, а объем рекламных текстов постепенно минимизируется.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Р. ДаниелянАрмения
Тарон Рудольфович Даниелян, кандидат филологических наук, доцент
Scopus Author ID 57225138278
WoS Researcher ID HNR-3292-2023
RSCI Author ID 631796
Ереван
Список литературы
1. Березовая Л. Г. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра»: Учеб. пособие. М.: Изд. Ипполитова, 2008. 672 с.
2. Богданов И. А. Дым отечества, или Краткая история табакокурения. М.: НЛО, 2007. 280 с.
3. Бриленкова А. В. Коммерческая реклама в России (1861–1917 гг.): Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2007. 208 с.
4. Вековцева Т. А. Художественный образ в печатной рекламе России: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2000. 213 с.
5. Галанин С. Ф. Газетная реклама как исторический источник (по материалам казанских газет второй половины XIX века): Дис. … канд. ист. наук. Казань, 1999. 321 с.
6. Даниелян Т. Р. Рекламные сообщения западной продукции в армянской периодической печати Тифлиса (1860–1890 гг.) // Язык и литература в контексте межкультурной комму никации: Материалы IV Междунар. науч. конф. Ереван: Арман Асмангулян, 2016. С. 405–409.
7. Даниелян Т. Р., Тадевосян Т. В. Стихотворный текст как формат рекламы (на примере рекламы коньяка фирмы «Н. Л. Шустов и сыновья» в газете «Кавказ») // Вестник Том. гос. ун-та. 2023. № 488. С. 111–119. DOI 10.17223/15617793/488/11
8. Есаян В. Б. Деятельность армянской буржуазии в Тифлисской губернии в 1846–1917 гг.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Ереван, 2019. 25 с. (на арм. яз.)
9. Жолобова Г. А. Частная торговля в условиях российской модернизации 1881–1913 гг.: механизм правового регулирования отраслей: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2015. 596 с.
10. Козлова О. В. Реклама как литературный текст в российских периодических изданиях 1890–1917 годов: Дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2008. 163 с.
11. Колесникова О. И. Персуазивный текст издательской аннотации: лингвокультурный аспект // Текст. Книга. Книгоиздание. 2020. № 22. С. 125–138. DOI 10.17223/23062061/22/8
12. Лешуков А. Г. Социокультурная детерминация развития рекламы в России 1861–1900 гг. Дис. … канд. культурологии. Челябинск, 2015. 193 с.
13. Маркарян С. Армянская буржуазия Тифлиса в XIX веке // Caucaso-Caspica. 2017–2018. № 2– 3. С. 259–277.
14. Николаева Д. В. Газетная реклама в России на рубеже веков (1894–1905): Дис. … канд. фи- лол. наук. М., 2002. 212 с.
15. Сухотерин Д. Я. Реклама в русской периодике рубежа XIX–XX вв. как пространство формирования массовой культуры: Дис. … канд. культурологии. Киров, 2012. 161 с.
Рецензия
Для цитирования:
Даниелян Т.Р. Реклама табачной продукции и курительных аксессуаров в армянской прессе Тифлиса (1846–1918). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(6):53-65. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-53-65
For citation:
Danielyan T.R. Advertising of Tobacco Products and Smoking Accessories in the Armenian Press of Tiflis (1846–1918). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(6):53-65. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-53-65