Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

ЗАГОЛОВОК ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ КАК КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ СИТУАЦИИ

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96

Аннотация

Изменения, происходящие в современном медиапространстве, сохраняют актуальность проблемы изучения заголовков новостей в интернет-СМИ. Тенденция последних лет к «роботизации» журналистики проявляется в технологизации процесса агрегации новостей и создания простейших текстов. Анализ подборки новостей «Яндекс» позволяет сопоставить сходные заголовки новостных материалов и выявить языковые средства их создания, по-разному интерпретирующие новостной повод и обладающие разным манипулятивным потенциалом. В заголовке интернет-новости воплощается исходная когнитивная модель ситуации. Событие может быть репрезентировано через упоминание его участников, производимых ими действий, объекта действия, отдельных его обстоятельств. Эти признаки (эксплицированные или конвенциональные), обладающие конкретными значениями, образуют фрейм. Акценты в содержании фрейма позволяют актуализировать разные аспекты события.

Об авторах

И. В. Высоцкая
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Россия


П. Н. Кочетков
Арзамасский филиал Нижегородского национального исследовательского государственного университета
Россия


Список литературы

1. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.

2. Высоцкая И. В. Языковые средства интерпретации новостного повода в интернет-заголовках // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Екатеринбург, 2017. С. 220-223.

3. Жаботинская С. А. Концептуальный анализ: типы фреймов // На стыке парадигм лингвистического знания в начале XXI века: грамматика, семантика, словообразование: Материалы Междунар. конф. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 141-159.

4. Кочетков П. Н. Средства формирования «предполагаемого значения» в заголовках новостей // Журналистика в коммуникативной культуре современности: Материалы V Науч.-практ. конф. Новосибирск, 2015. С. 53-56.

5. Лозовский Б. Н. Журналистика как специфическая репрезентация действительности // Изв. Урал. гос. ун-та. 2006. № 40. С. 27-38.

6. Мински М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.

7. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. Вып. 23.

8. Hall S. The rediscovery of «ideology»: return of the repressed in mediastudies // Current society and the media / Eds M. Gurevitch, T. Bennet, J. Curran, J. Woolacott. L., 1982.


Рецензия

Для цитирования:


Высоцкая И.В., Кочетков П.Н. ЗАГОЛОВОК ИНТЕРНЕТ-НОВОСТИ КАК КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ СИТУАЦИИ. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018;17(6):89-96. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96

For citation:


Vysotskaya I.V., Kochetkov P.N. A HEADLINE OF THE INTERNET NEWS AS A COGNITIVE MODEL OF A SITUATION. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018;17(6):89-96. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96

Просмотров: 231


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)