Том 17, № 6 (2018)
Скачать выпуск
PDF
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
7-14 121
Аннотация
Описан один из этапов становления русской средневековой публицистики на основе изучения творчества Максима Грека. Цель - представить Максима Грека как первого русского публициста. XVI век в России - это период, когда литература и действительность в истории искусства слова составили прочный союз. Дух сомнений, поиски ответов, полемика, суды, церковные соборы, борьба за власть стали яркими приметами времени. Творчество Максима Грека, прибывшего в Москву в марте 1518 г. с Афона, сформировалось в контексте трех культур: итальянского Ренессанса, византийского православия и русской действительности. В России состоялось его творчество, им было создано около 150 сочинений по актуальным вопросам общественной жизни Московской Руси. В настоящем исследовании обращено внимание на выражение авторской деятельностной позиции писателя. Высокое самосознание, достойная самооценка, забота о восприятии своих трудов, представление своего слова как непобедимого оружия в полемике с иноверцами, активная работа инока, находящегося в заточении, по формированию общественного мнения по целому ряду животрепещущих вопросов в идеологии и нравственном богословии выделяют Максима Грека среди писателей своего времени и выдвигают его в первый ряд русских публицистов. Авторские кодексы Максима Грека, рассчитанные на русского читателя, удостоверяют, что ученый монах осознавал себя писателем невольно обретенного православного отечества, где не только по царской воле, но по Божьему Промыслу ему была уготована драматическая судьба, предопределившая бессмертие.
15-21 122
Аннотация
Анализируются редакционно-издательские стратегии и тактики журнала «Всемирный труд», рассматривается история издания и динамика литературно-эстетических взглядов критического отдела журнала. На примере критических статей и разборов Н. И. Соловьева, П. Д. Боборыкина, В. И. Кельсиева, Н. Д. Ахшарумова рассматриваются основные концепции издания, приемы, избранные критическим отделом для интерпретации художественных текстов и эстетических явлений. Особое внимание уделено репутации беллетристов, сформировавших литературный круг журнала, - А. Ф. Писемского, П. Д. Боборыкина, В. П. Авенариуса, Н. Д. Ахшарумова и пр. Высказана гипотеза о том, что собранные в издании беллетристы «второго» и «третьего» ряда не только не упрочили свой «социальный престиж», но, наоборот, понесли определенные репутационные потери, обусловленные выбором журнала. Последнее замечание определяет возможную перспективу исследования - рассмотрение тактики издания как фактора, влияющего на прижизненную и посмертную литературную репутацию писателя-беллетриста.
22-31 122
Аннотация
Анализируются передовые статьи томского сатирического журнала «Силуэты жизни родного города» (1909), написанные в форме пародийных «отчетов» о редакционной жизни. Рассматриваются история и структура журнала, определяются место и значение «отчетов», выявляются методы и приемы «маскировки» поднимаемых серьезных вопросов под юмористические описания жизни редакции. Делается вывод о том, что, используя пародийные «отчеты» вместо традиционных передовых статей, редакция журнала решала целый ряд задач: поднимала важные общественные проблемы, привлекала внимание своей потенциальной аудитории, раскрывала «внутреннюю кухню» редакционной жизни, интерес к которой возрос именно в начале XX в. в связи со становлением журналистики как массовой профессии. Исследование позволяет говорить о том, что журнал следовал традициям передовой сатирической журналистики, заложенным Н. И. Новиковым, Н. В. Гоголем, «искровцами» и развиваемым в начале XX в. в журнале «Сатирикон», а также выявляет взаимосвязь «большой» российской и региональной сатиры.
32-39 104
Аннотация
В статье развиваются некоторые положения, обозначенные в новаторской статье Е. В. Капинос «“Литература” и “факт” в новосибирском журнале “Настоящее” (1928-1930)». В ней автору удалось представить журнал в качестве единого текста, связанного общностью тем, мотивов и методов подачи материалов. Вместе с тем отдельные темы и мотивы, указанные исследователем, предполагают дальнейшее развитие. В частности, в рамках представленной статьи рассматриваются проблемы дискурсной стратегии журнала, приёмы борьбы журналистов и публицистов с психологической беллетристикой, включающей художественный вымысел, а также полемику с существовавшими формами театрального искусства. На примере очерков А. Курса «В чужом доме», Е. Линча «Лирические рыбаки» показано, как, апеллируя к главному тезису ЛЕФА - «литературе факта», авторы сами пользовались вымыслом, восходящим, правда, не к принципам поэтики, но к основаниям риторики. Повышенная риторичность дискурса позволяла активно вторгаться в проблемы идеологии, минуя основные эстетические категории. Наряду с критическим осмыслением творчества главного поэтического врага «Настоящего» - Сергея Есенина, в области прозы объектами критики становились произведения М. Горького, М. Шолохова, Вс. Иванова и др. При этом авторы публикуемых материалов утверждали, что именно «выдуманность» литературы содержит в себе потенции идеологической диверсии. Ожесточение публицистов «Настоящего» А. Курса, И. Эльста, Б. Резникова вызывало театральное искусство, особенно такие его виды, как опера и балет. Авторы прямо заявляли, что деятельность театров, начиная с Сибгосоперы и кончая Большим театром, направлена на развращение молодой части пролетариата. В целом, подводя итоги деятельности публицистов, следует сказать, что, задумав проект сибирского литературного авангарда, его создатели преследовали две цели: расправиться с традиционными формами искусства и одновременно вовлечь широкие народные массы в процесс художественного творчества. С первой задачей сибирские авангардисты справились вполне успешно. Вторая оказалась полностью не реализованной. Неготовность полуграмотного пролетариата к воспроизведению образцов авангарда привело к внутреннему кризису «Настоящего». Совпадение внутреннего кризиса с формирующимся сталинским тоталитаризмом в области искусства привел к закрытию журнала в январе 1930 г.
40-46 89
Аннотация
Рассматриваются характерные особенности омских газет одного десятилетия - с 1985 по 1995 г. - и выявляется специфика региональной журналистики периода перестройки и первых постперестроечных лет, когда система советской печати подверглась серьезной трансформации. Особенности омской журналистики этого периода раскрыты на примере одной темы - строительства в Омске нового здания областной библиотеки имени А. С. Пушкина. Так, в 1985 г. информационным поводом, спровоцировавшим интерес СМИ к этой теме, стало присуждение Диплома ВДНХ омским архитекторам, разработавшим проект нового здания. Газеты поддержали намерение архитекторов противостоять попыткам строителей упростить уникальный проект и начали следить за строительством здания. В связи с тяжелой экономической ситуацией тех лет строительство затянулось, и тогда журналисты ведущих омских СМИ фактически поставили под контроль ход стройки. Начиная с 1990 г. в публикациях на эту тему отражается и процесс формирования рыночной экономики: анализируя причины долгостроя, журналисты предлагают активнее внедрять новые рыночные механизмы, например перевести строительство на арендный подряд. После появления Закона о СМИ в Омске начинают выходить новые издания, старые меняют учредителей. Так, трудовые коллективы редакций выступают в качестве соучредителей газет, которые в недавнем прошлом были органами обкома и горкома КПСС. Почти все газеты продолжают обращаться к теме строительства областной библиотеки. При этом даже такая социально значимая тема порой эксплуатируется для получения политических дивидендов. В статье выявлены следующие особенности публикаций этого периода: стремление СМИ стать институтом, решающим общественно значимые проблемы; слом иерархии советских СМИ, выразившийся, к примеру, в том, что молодежное издание позволяло себе критиковать областное партийное руководство; появление интереса журналистов к экономической аналитике; появление дискуссии между СМИ, использование их в качестве инструмента политической борьбы; появление новых типов изданий.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
47-53 170
Аннотация
Рассматриваются особенности реализации государственной региональной информационной политики в условиях современного коммуникационного пространства. В частности, изучается место информации в жизнедеятельности общества и проблемы, возникающие при потреблении массовой информации. Цифровые медиа в сравнении с традиционными имеют больше демократических возможностей, но при этом информация является экономическим и политическим ресурсом. Такое сочетание несет в себе риск превалирования интересов одного или нескольких субъектов информационного пространства, которые могут быть противоположны общественным и мешать его развитию, что обусловливает необходимость управления информационным пространством. Информационная политика рассматривается как один из инструментов политического управления с технологическим и содержательным аспектами в контексте взаимовлияния и необходимостью развития системы новых информационно-психологических отношений, обеспечивающих очередной этап развития общества. При этом информационная политика выражает интересы ее субъектов, к которым относятся государство, крупный бизнес, транснациональные медиакорпорации, гражданские институты, некоммерческие и неправительственные организации, транснациональные социальные сети, индивидуумы. Однако государство играет ведущую роль. Важность границ распространения деятельности обусловливает выделение региональной информационной политики, которая должна формировать единое информационное пространство региона с интеграцией в общемировое. А образовательную и медиаобразовательную деятельность в частности предлагается рассматривать как одно из основных стратегических направлений государственной региональной информационной политики. Важным вопросом при реализации информационной политики является политизация СМИ (в узком значении), которая проявляется в прямом владении СМИ государством или через присутствие политических деятелей в руководстве редакций, в управлении попечительских или другого рода советов при СМИ, а также через различные государственные субсидии и государственные программы, направленные на поддержку СМИ. В результате региональное информационное пространство сильно зависит от размеров и характера прямого и косвенного присутствия государства и власть имущих. В свою очередь, в основных документах, прямо регулирующих государственную информационную политику в регионах, характер и объем присутствия государственных СМИ в информационном пространстве являются ключевыми показателями эффективности работы по обеспечению населения информацией с точки зрения содержательного аспекта, что было рассмотрено на примере Воронежской области. Современное медиапотребление меняется стремительно, а в таких условиях СМИ, чтобы выжить, необходимо успевать за этими изменениями. Мессенджеры высокими темпами набирают аудиторию и позволяют распространять информацию массово. Для достижения максимальной кросс-канальности распространения информации СМИ должны активно использовать это. А задача государственной информационной политики - быть в центре всех изменений, изучать и прогнозировать и на основании полученных результатов выстраивать стратегию управления информационным пространством.
54-67 173
Аннотация
Подавляющее большинство англоязычных американских медиа, как правило, изображают латиноамериканцев сквозь призму стереотипов, но общественные латиноамериканские группы мобилизуются, чтобы бросить вызов ограниченности данных СМИ. Предвзятость англоязычных средств массовой информации не выходит за рамки негативных стереотипов из-за отсутствия сотрудников-латиноамериканцев в данных средствах массовой информации, и хотя численность латиноамериканцев в США составляет более 50 миллионов человек и они являются крупнейшим этническим меньшинством в стране, их занятость в ведущих англоязычных СМИ США сведена к нулю. Необходимость борьбы с негативными образами латиноамериканцев и стремление добиться от сферы телекоммуникаций той политики, которая была бы благоприятна для латиноамериканского населения США и другого цветного населения страны, легли в основу создания в 1986 г. в Лос-Анджелесе «Национальной коалиции испаноязычных медиа» США (The National Hispanic Media Coalition (NHMC)). Образы латиноамериканцев в СМИ очень важны, поскольку от того, как латиноамериканцев воспринимают, зависит то, как к ним относятся. В данной статье предпринята попытка осветить процесс формирования, а также тиражирования образов и стереотипов латиноамериканцев средствами массовой информации США.
68-77 149
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению стратегий и способов создания медиаобраза исторической личности в популярных исторических журналах. Делается вывод о том, что исторические фигуры не только представляют для массового сознания интерес как знаки современных и прошлых политических событий, но также обусловлены потребностью аудитории в поглощении «смыслов». Эти образы наполняют медийное пространство дискурсами и часто становятся богатым материалом для создания разного рода рекреативных текстов. Отмечается, что принцип узнаваемости исторической личности играет ключевую роль в коммуникации с читателем, стимулируя его интерес к публикациям и журналам в целом. В статье говорится о двух типах изданий: рассчитанных на средний уровень компетенции реципиента и тех, которые репрезентируют самые массовые, часто агрессивные, социальные стереотипы. Отдельно рассматриваются материалы журнала «Дилетант» как наиболее удачный в заявленном аспекте проект. Утверждается, что качественность издания заключается в содержательности материалов, медийной статусности авторов и в композиционной выстроенности по принципам художественного текста всего номера.
78-83 285
Аннотация
Рассматриваются некоторые аспекты современного англоязычного медиапространства в контексте виртуальной реальности. Появление такой медиаплатформы, как VR-очки, определило новый формат подачи контента, а также привело к рождению иного вида журналистики - иммерсивной. На примере материалов «The New York Times», авторы которых являются первооткрывателями данного направления, показаны преимущества виртуальных технологий и как они способствуют усилению вовлеченности пользователя в нарратив. Рассмотрены, какие новостные сюжеты являются наиболее релевантными и перспективными для данной новой среды. В то же время автор статьи обращает внимание на то, что у новой технологии существует и оборотная сторона: виртуальный мир воспринимается реципиентом как аутентичная коммуникативная деятельность, в результате которой происходит подмена реальностей, формирование ложных впечатлений и воспоминаний. Кроме того, медиаспециалисты поднимают вопрос о профессионально-этических нормах журналистского поведения в данной области. Отмечается, что проекты виртуальный реальности - это не одиночный проект, а часть составного информационного продукта, трансмедийного повествования.
84-88 88
Аннотация
Рассматривается, как средствами массовой информации презентуются «сибирские ученые» - исследователи институтов СО РАН, подведомственных ФАНО. В рамках работы проанализировано 120 текстов, опубликованных в 2017 г. и релевантных запросу «Сибирское отделение Российской академии наук», выявлены наиболее часто встречающиеся темы публикаций, употребляемые в них слова, а также упоминания отдельных личностей. Данные показали: публикации соответствуют темам - безопасность (включая экологию), медицина и научная политика. Наиболее часто встречаемые в текстах слова: «РАН», «ученый», «институт», «Россия», «российский», «наука», «мир», «научный», «сибирский» и «новосибирский». Из понятий, относящихся непосредственно к предметам исследования, в семантическом облаке преобладают «материал», «картофель», «препарат», «растение», «выборы», «нерпы», «болезнь», «рак», «Байкал». Среди персон необходимо выделить М. А. Лаврентьева, Д. К. Беляева, В. Н. Пармона и С. В. Алексеенко. При этом влияние на все три параметра оказали выборы руководства РАН, перенесенные с марта на сентябрь 2017 г.
ЯЗЫКИ И ДИСКУРСЫ СМИ
89-96 159
Аннотация
Изменения, происходящие в современном медиапространстве, сохраняют актуальность проблемы изучения заголовков новостей в интернет-СМИ. Тенденция последних лет к «роботизации» журналистики проявляется в технологизации процесса агрегации новостей и создания простейших текстов. Анализ подборки новостей «Яндекс» позволяет сопоставить сходные заголовки новостных материалов и выявить языковые средства их создания, по-разному интерпретирующие новостной повод и обладающие разным манипулятивным потенциалом. В заголовке интернет-новости воплощается исходная когнитивная модель ситуации. Событие может быть репрезентировано через упоминание его участников, производимых ими действий, объекта действия, отдельных его обстоятельств. Эти признаки (эксплицированные или конвенциональные), обладающие конкретными значениями, образуют фрейм. Акценты в содержании фрейма позволяют актуализировать разные аспекты события.
97-107 133
Аннотация
Анализируется прагматическая роль маркеров be likely to и ( be ) expected to в выражении точки зрения автора и источника актуальной информации в заголовках-суждениях. Материалом исследования избраны 250 публикаций в газете «Guardian» за 2012-2017 гг. На основе контекстуального анализа заголовков-суждений утверждается, что данные маркеры системно проявляют свои модальные и эвиденциальные характеристики, дают возможность автору публикации оптимально выражать свою точку зрения и - при необходимости - дистанцироваться от представляемого мнения. Показано, что каждый маркер, обладая специфическими лексико-грамматическими характеристиками, по-разному предопределяет контекстуальные ограничения той информации, которая актуализуется в заголовке-суждении, что, в свою очередь, создает основу для их взаимозаменяемости и одновременно дифференцированного использования. На уровне заголовков-суждений основное прагматическое различие анализируемых нами маркеров последовательно прослеживается в том, как эти маркеры оформляют отношения между предикацией и авторской оценкой семантического содержания. Так, в отличие от be likely to , маркер ( be ) expected to предоставляет автору возможность прогнозировать событие и при этом не брать на себя ответственность за достоверность информации. Актуализация эпистемического и деонтического модальных значений, по сути дела, предполагает выражение точки зрения, соответствующее маркирование категории эвиденциальности. С опорой на маркеры be likely to и ( be ) expected to автор публикации оформляет свою точку зрения как мнение иных субъектов, компетентных в освещаемой проблематике. Эвиденциальный потенциал маркера ( be ) expected to предопределяется прежде всего тем, что он имеет структуру пассивной синтаксической конструкции: точка зрения оформляется как отражение информации от других лиц, ожидающих, что событие должно произойти в предстоящем будущем. Маркер be likely to , напротив, вводит в заголовок-суждение перцептивное и/ или косвенное эвиденциальное измерение, что, в свою очередь, обеспечивает обоснование точки зрения, выражаемой автором публикации. Эвиденциальное маркирование заголовков-суждений трактуется в данной статье как важный прагматический механизм поддержания журналистских идеалов, связанных с объективным освещением фактов и событий.
108-115 194
Аннотация
Статья посвящена коммуникативному плану вопросительного высказывания, вопросительной стратегии общения. Исследование природы ответного вопроса обусловлено трансформацией научной парадигмы: переход от изучения речи как объекта к описанию речевого поведения изменяет задачу, материал и способы его описания. Вопросная «формула» изучена прежде всего грамматически: лингводидактический план вопросительных конструкций исследован в связи с обучением иностранному языку, в том числе и русскому как иностранному. Изучение письменных монологических текстов дало описание двух важных феноменов: риторический вопрос как фигура речи и вопросно-ответный комплекс как способ развертывания текста и построения одной из важнейших текстовых форм диалогической природы. В коммуникативном аспекте ответный вопрос (как и вообще вопрос) - неизученный феномен. Вопрос ответного типа определяется как такой, который базируется на реме высказывания собеседника и на разработке этого рематического компонента. Ответный вопрос составляет базу диалога разных жанров (интервью, беседа, полилог, диспут, дебаты, дискуссия и др.) и обеспечивает коммуниканту выстраивание общения конвергентного типа, учитывающего концептуальные смыслы собеседника. Главная особенность ответного вопроса заключается в том, что лексико-семантическое содержание ремы предшествующего ему высказывания является основой всех семантических преобразований ответного вопроса. Возникающая в инициальном чужом высказывании рема претерпевает семантические преобразования, определяющие всю смысловую структуру ответного вопроса. Чем более глубокими являются семантические преобразования ремы-чужого в ответном вопросе, тем более выражены признаки его ответности. Еще один признак ответного вопроса состоит в формировании специфических жанров, выражающих отношения своё / чужое , связывающих чужое высказывание и свой ответный вопрос. В статье описывается модель вопроса ответного типа, выделяются виды ответных вопросов и условия, при которых ответный вопрос может свидетельствовать о высоком уровне коммуникативной компетентности говорящего. Три основные части статьи посвящены 1) культуре вопроса и ракурсам ее описания, 2) ответной сфере речепроизводства в соотнесенности с инициальной сферой и признаками высказывания, текста ответного типа, 3) ответному вопросу как таковому. Ответный вопрос рассматривается на примере таких его разновидностей, как вопрос-толкование, вопрос-усомнение, вопрос-перифраза и др. Ответный вопрос вводится в область интерпретирующих вопросов конвергентного диалога и соотносится с другими типами вопроса - такими, как тестовый, фатический, провокационный. В статье разрабатывается положение о том, что вопросительное высказывание - это не только коммуникативно сильная позиция, но и профессиональная компетенция, обеспечивающая эффективность деятельности в сферах «человек - человек» и «человек - текст».
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 1818-7919 (Print)