Run of the Band: мобильные оркестры средневекового Китая (по материалам погребальной пластики периода «Шестнадцати государств» и «Северных и Южных династий»)
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-10-98-110
Аннотация
Исследован феномен мобильных оркестров, которые появляются на территории Китая в эпоху раннего Средневековья, на основе развития караванной торговли в экономике и кавалерии – в сфере военного дела. В реализации этой социальной потребности активное участие принимали «согдийцы» Западного края и кочевые народы северной степной зоны, в том числе создавшие собственные государства на захваченных китайских территориях. Появление музыкальных ансамблей из всадников-музыкантов можно проследить по их воспроизведению в глине в составе погребальной пластики, которую находили в гробницах периода «16-ти государств» или эпохи Северных династий; в последнем случае обычно фигурировал народ сяньбэйских табгачей. Формируется особая музыка «барабана и духовых», с помощью которой поддерживался четкий ритм в походах и построениях на полях сражений, которую исполняли военные музыканты, как правило, сидя верхом на конях или, реже, верблюдах. В дальнейшем их состав расширяется до парадных оркестров, участвовавших в придворных церемониях. В данной статье авторы в основном использовали материалы из экспозиций ведущих музеев КНР, что является первым шагом в изучении сформулированной темы.
Ключевые слова
УДК: 904(510)+785.13
Об авторах
С. А. КомиссаровРоссия
Сергей Александрович Комиссаров, кандидат исторических наук, доцент
Scopus Author ID 57195200866
RSCI Author ID 143809
Новосибирск
А. И. Соловьев
Россия
Александр Иванович Соловьев, доктор исторических наук
Scopus Author ID 18042706600
WoS Researcher ID ABA-6010-2020
RSCI Author ID 73827
Новосибирск
Список литературы
1. Виноградова Е. В., Желоховцев А. Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 2. Стб. 808–815.
2. Дун Сяосинь. Видимая музыка в образах древних китайских статуэток эпох Хань и Тан // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. 2020. № 1. С. 143–148, 212–214.
3. Желоховцев А. Н. Музыка (при участии В. В. Еремеева) // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 5 т. + доп. том. М.: Вост. лит., 2010. [Т. 6, доп.:] Искусство. С. 330–339.
4. Комиссаров С. А., Соловьев А. И. Всадники Астаны // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 10: Востоковедение. С. 62–75.
5. Комиссаров С. А., Соловьев А. И. Гробница Лоу Жуя (династия Северная Ци) как памятник переходного периода // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 10: Востоковедение. С. 22–36.
6. Рифтин Б. Л. Из истории культурных связей Средней Азии и Китая (II в. до н. э. – VIII в. н. э.) // Проблемы востоковедения. 1960. № 5. С. 119–132.
7. Цзо Чжэньгуань. Музыкальная культура Китая: очерки. СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2023. 276 с.
8. Чжан Шо. Исследование происхождения и раннего развития китайских военных оркестров // Культура и искусство. 2024. № 5. С. 139–149.
9. Чжэн Динцянь. Китайский военный оркестр // Вестник муз. науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 145–151.
10. Шефер Э. Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан / Пер. с англ. Е. В. Зеймаля, Е. И. Лубо-Лесниченко; под ред. Л. Н. Меньшикова. М.: Нау-ка, ГРВЛ, 1981. 608 с.
11. Knauer E. R. The Camel’s Load in Life and Death: Iconography and Ideology of Chinese Pottery Figures from Han to Tang and Their Relevance to Trade along the Silk Routes. Zürich: Akan-thus Verlag für Archäologie, 1998. 150 p., 92 il.
12. Ван Жоян, Ли Ян. Сиань дэнцзячжунцунь шилюго му М3 чуту гучуйюн яньцзю [王若洋、李杨。西安等驾中村十六国墓M3出土鼓吹俑研究 // 文物季刊]. Исследование фигурок музыкантов «барабана и духовых», раскопанных в могиле М3 периода «16-ти государств» в Дэнцзячжунцунь, г. Сиань // Вэньу цзикань [Ежеквартальный журнал о памят-никах материальной культуры]. 2024. Вып. 4. С. 101– 108. (на кит. яз.)
13. Ли Ли. Ханьдай гучуйюэ каосо [李跞。汉代鼓吹乐考索 // 音乐时空]. Изыскания о «музыке барабанов и духовых» династии Хань // Иньюэ шикун [Музыкальное пространство-время]. 2014. № 6. С. 80–82. (на кит. яз.)
14. Ли Чэн. Си хань гучуй синцидэ хуаньцзин каолюэ [西汉鼓吹乐兴起的环境考略 // 乐器]. Краткое исследование обстоятельств подъема «музыки барабанов и духовых» династии Западная Хань // Юэ ци [Музыкальные инструменты]. 2008. № 9. С. 51–63. (на кит. яз.)
15. Сун Синь. Ханьдай гучуйюэдэ юаньюань [宋新。汉代鼓吹的渊源 // 中国音乐学]. Происхо-ждение «музыки барабанов и духовых» при династии Хань // Чжунго иньюэсюэ [Музыковедение Китая]. 2005. № 5. С. 85–88. (на кит. яз.)
16. Фань Ци. Чуньцю чжаньго шици цзюньюэ ишу таньцзю [樊琪。春秋战国时期军乐艺术 探究 // 音乐创作]. Исследование искусства военной музыки периодов Чуньцю и Чжаньго // Иньюэ чуанъцзо [Музыкальное творчество]. 2016. № 9. С. 131–133. (на кит. яз.)
17. Чжан Чи. Вэй цзинь наньбэйчао шици цяньхоубу гучуй чутао [张驰。魏晋南北朝时期前后部鼓吹初探 // 大众考古]. Предварительное исследование передовых и тыловых отрядов музыкантов периода династий Вэй, Цзинь и Наньбэйчао // Дачжун каогу [Массовая археология]. 2019. № 5. С. 79–85. (на кит. яз.)
18. Янь Чжэн. Тоба сяньбэй гучуйюэ чутань [闫铮。拓跋鲜卑鼓吹乐初探 // 黄河之声]. Началь-ное изучение музыки барабанов и духовых у сяньбэйских тоба // Хуанхэчжи шэн [Песня Хуанхэ]. 2021. № 17. С. 152–155. (на кит. яз.)
Рецензия
Для цитирования:
Комиссаров С.А., Соловьев А.И. Run of the Band: мобильные оркестры средневекового Китая (по материалам погребальной пластики периода «Шестнадцати государств» и «Северных и Южных династий»). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(10):98-110. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-10-98-110
For citation:
Komissarov S.A., Solovyev A.I. Run of the Band: Mobile Orchestras of Medieval China (Based on the Materials of Funeral Figurines of the Period of the “Sixteen States” and the “Northern and Southern Dynasties”). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(10):98-110. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-10-98-110






































