К вопросу о «(не)приличной» языковой форме в публичном информационном пространстве
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-278-289
Аннотация
Обосновывается целесообразность использования дополнительного критерия «респектабельной прецедентности» для объективной оценки языковой формы, употребляемой в дискурсе СМИ, по параметру «приличный / неприличный». Авторы, ссылаясь на данные современных исследований, отмечают отсутствие единого понимания и однозначного определения «неприличной» лексики, выделяют объективные и субъективные факторы, осложняющие решение этой проблемы, подчеркивают те особенности медиатекста, которые делают понятие «“(не)приличная” языковая форма» весьма относительным. Предлагаемый авторами критерий учитывает практику использования спорной языковой единицы в респектабельной публичной коммуникации и опирается на репрезентативные данные электронных корпусов текстов, что позволяет верифицировать результаты лингвистического анализа. В статье представлен опыт экспертной оценки лексики, содержащей негативную характеристику, с использованием указанного критерия.
Об авторах
С. Г. ПавловРоссия
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи;
доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики,
Нижний Новгород
Н. Е. Петрова
Россия
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи,
Нижний Новгород
Список литературы
1. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 592 с.
2. Бринев К. И. Решение проблемы оскорбления в лингвистической экспертологии // Вестник Челяб. гос. ун-та. Серия: Филология. Искусствоведение. 2009. № 34 (172), вып. 36. С. 15–20.
3. Высоцкая И. В., Петрова Н. Е. К проблеме периодизации языка современных российских СМИ // Вопросы журналистики. 2018. № 3. С. 36–47.
4. Голев Н. Д. Юридизация естественного русского языка как лингвистическая проблема // Юрислингвистика: 2: русский язык в его естественном юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2000. С. 8–41.
5. Жельвис В. И. Категория грубости как антитеза вежливости // Юрислингвистика. 2012. № 1. С. 42–51.
6. Иванов Л. Ю. Инвективная лексика, или оскорбительная лексика // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 209–210.
7. Каминская Т. Л. Автор и адресат в современных медиатекстах // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Серия 9. 2008. Вып. 2, ч. 2. С. 314–319.
8. Каминская Т. Л. Стилистическая концепция адресата: медийная практика // Актуальные проблемы стилистики. 2016. № 2. С. 100–105.
9. Микулина И. В. Трансформация статуса адресата в юридизированном тексте // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 24 (95). С. 224–233.
10. Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. 1994. № 1/2. С. 50–73. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/mokiyenko-94.htm (дата обращения 30.11.2020).
11. Саженин И. И. Неприличная форма высказывания: этика, лингвистика, право // Лингвокультурология. 2016. № 10. С. 331–338.
12. Сидорова И. В. Оскорбление как разновидность психического насилия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1 (68). С. 28–32.
13. Соловьева Н. В., Медеведева Е. А. Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «автор» и «адресат» // Вестник Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2012. № 32 (286), вып. 71. С. 107–111.
14. Стернин И. А., Антонова Л. Г., Карпов Д. Л., Шаманова М. В. Выявление признаков унижения чести, достоинства, умаления деловой репутации и оскорбления в лингвистической экспертизе текста. Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2013. 36 с.
Рецензия
Для цитирования:
Павлов С.Г., Петрова Н.Е. К вопросу о «(не)приличной» языковой форме в публичном информационном пространстве. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(6):278-289. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-278-289
For citation:
Pavlov S.G., Petrova N.E. On the Issue of “(not) decent” Linguistic Form in the Public Information Space. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(6):278-289. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-278-289