Социокультурная и профессиональная идентичность поколения советских «беби-бумеров» (по материалам глубинного интервью акторов научно-образовательного сообщества ОмГПУ)
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-1-98-112
Аннотация
С опорой на методологические практики устной истории (oral history), метод глубинного интервью, воссоздаются условия, содержание и результаты социокультурной и профессиональной идентичности представителей научно-образовательного сообщества как части послевоенного поколения, родившегося в 1943–1953 гг. В качестве маркеров идентичности поколения беби-бумеров рассматриваются: совместный исторический опыт, сходные образцы и программы социализации, сложившиеся в эпоху «позднего социализма», а также общие ценностные структуры и иерархии, заданные воспитательным, образовательным и идеологическим контекстом эпохи. В рамках исследования выявлены этапы оформления личностных характеристик представителей поколения беби-бумеров, факторы и культурно-исторические условия формирования мировоззрения и социализации в процессе развития профессиональной карьеры, этические принципы научно-образовательной коммуникации сообщества в обстоятельствах социокультурного фона второй половины ХХ столетия.
Ключевые слова
УДК: 94(470)
Об авторах
М. К.. ЧуркинРоссия
Михаил Константинович Чуркин, доктор исторических наук, профессор
Scopus Author ID 57188640644
WoS Researcher ID AAQ-8591-2021
Омск; Тобольск
Е. Ю. Навойчик
Россия
Евгения Юрьевна Навойчик, кандидат философских наук, доцент
Омск
Е. B. Черненко
Россия
Елена Викторовна Черненко, кандидат исторических наук, доцент
Омск
Н. И. Чуркина
Россия
Наталья Ивановна Чуркина, доктор педагогических наук, профессор
WoS Researcher ID AAE-3470-2021
Омск
Список литературы
1. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988. 126 с.
2. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: НЛО, 2014. 328 с.
3. Ассман А. Забвение истории – одержимость историей. М.: НЛО, 2019. 552 с.
4. Ватлин А. Ю. В поисках «истинного социализма»: историческое сознание поколения перестройки // Форум новейшей восточно-европейской истории и культуры. 2013. № 1. URL: http://www1.kueichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss19.html (дата обращения 04.07.2021).
5. Мангейм К. Проблема поколений // Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. М., 2000. С. 8–63.
6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 c.
7. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94–97.
8. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. 528 с.
9. Петрушихина Е. Б., Солодникова И. В. и др. Поколенческий подход в гуманитарных науках // Вестник РГГУ. Серия: Психология, педагогика, образование. 2016. № 4 (6). С. 139– 150.
10. Рейли Д. Советские бэйби-бумеры. Послевоенное поколение рассказывает о себе и о своей стране. М.: НЛО, 2015. 544 с.
11. Шлезингер А. М., мл. Циклы американской истории. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 688 с.
12. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО, 2014. 664 с.
13. Strauss W., Howe N. Generations. New York: William Morrow & Co., 1991. 538 p.
Рецензия
Для цитирования:
Чуркин М.К., Навойчик Е.Ю., Черненко Е.B., Чуркина Н.И. Социокультурная и профессиональная идентичность поколения советских «беби-бумеров» (по материалам глубинного интервью акторов научно-образовательного сообщества ОмГПУ). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022;21(1):98-112. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-1-98-112
For citation:
Churkin M.K., Navoichik E.Yu., Chernenko E.V., Churkina N.I. Sociocultural and Professional Identity of the Generation of Soviet “Baby-Boomers” (On the Materials of the Deep Interviews of the Actors of the Scientific and Educational Community of OmSPU). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2022;21(1):98-112. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-1-98-112