От горной породы до могильной плиты: образ камня в лирике В. Шаламова
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-9-110-117
Аннотация
Образ камня обретает в творчестве Шаламова значение одного из важнейших символов, отражающих ключевые черты мировосприятия автора «Колымских тетрадей». Методы герменевтического и сопоставительного анализа позволяют выявить в широком спектре онтологических интерпретаций образа камня в лирике Шаламова противоположные смысловые векторы: от парадоксального сближения образов камня и человека, когда камень оказывается своего рода проекцией личности, наделяется мыслями и чувствами и воспринимается в качестве двойника лирического героя, до резкого противопоставления «человеческого» начала и «каменного» как мертвенного и застылого, враждебного личности и жизни в целом. Сквозь призму образа камня раскрывается ряд сущностных особенностей поэтического мышления Шаламова, связанных с акмеистической традицией. К рассмотрению привлекаются не только опубликованные тексты, но и материалы, хранящиеся в архиве Шаламова в РГАЛИ.
Об авторе
Д. В. КротоваРоссия
Дарья Владимировна Кротова, кандидат филологических наук
SPIN 9368-4746
Москва
Список литературы
1. Асафьева Е. В., Болдырева Е. М. Категория памяти в «Колымских тетрадях» Варлама Шаламова // Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 3. С. 20–25.
2. Берютти М. Крест его судьбы // Шаламовский сборник: Сб. науч. ст. / Сост. В. В. Есипов. Вологда: Изд-во Вологод. ИПК, 1994. Вып. 1. С. 230–235.
3. Волкова Е. В. Поединок слова с абсурдом // Вопросы литературы. 1997. № 6. С. 3–35.
4. Волкова Е. В. Трагический парадокс Варлама Шаламова: Моногр. М.: Республика, 1998. 176 с.
5. Волкова Е. В. Абрис творчества Варлама Шаламова как эстетического феномена // Волкова Е. В. Встреча искусства с эстетикой. О философских проблемах диалога искусства и эстетики в XX веке. М.: Современные тетради, 2005. С. 35–67.
6. Гончарова В. Н. Лингвокультурологический анализ художественного концепта стланик (на материале «Колымских рассказов» и «Колымских тетрадей» В. Т. Шаламова) // Вестник ЮУрГУ. 2007. № 8 (80). С. 62–65.
7. Емельянова И. Легенды Потаповского переулка. Б. Пастернак. А. Эфрон. В. Шаламов. Воспоминания и письма. М.: Эллис Лак, 1997. 400 с.
8. Есипов В. В. Примечания к: Шаламов В. «Из первых колымских тетрадей (неизвестные стихи)» // Знамя. 2014. № 11. URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=5724 (дата обращения 30.08.2020).
9. Жаравина Л. В. «И верю: был я в будущем». Варлам Шаламов в перспективе XXI века: Моногр. М.: Флинта – Наука, 2015. 224 с.
10. Кихней Л. Г. Онтологический статус слова в поэтическом дискурсе Серебряного века // Кихней Л. Г. Под знаком акмеизма: Сб. ст. М.: Азбуковник, 2017. С. 8–44.
11. Колобаева Л. А. О. Э. Мандельштам // История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов): В 3 ч. М.: Юрайт, 2017. Ч. 3: Акмеизм, футуризм и другие. С. 51–62.
12. Крутий С. М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Магнитогорск, 2005. 20 с.
13. Макевнина И. А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2006. 29 с.
14. У Цзяю. «Наиболее поэтичное русское дерево». Варлам Шаламов в Китае // Закон сопротивления распаду. Особенности прозы и поэзии Варлама Шаламова и их восприятие в начале XXI века: Сб. науч. тр. / Сост. Л. Бабка, С. Соловьёв, В. Есипов, Я. Махонин. Прага; Москва, 2017. С. 363–367.
Рецензия
Для цитирования:
Кротова Д.В. От горной породы до могильной плиты: образ камня в лирике В. Шаламова. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022;21(9):110-117. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-9-110-117
For citation:
Krotova D.V. From the Rock to the Grave Plate: Image of the Stone in V. Shalamov’s Lyrics. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2022;21(9):110-117. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-9-110-117