Особенности репрезентации образа Китая в современном лирическом цикле путешествий
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-9-118-127
Аннотация
Цель статьи – изучить специфику функционирования лирического цикла путешествий в творчестве О. Седаковой, А. Кушнера, А. Уланова, предлагающих различные стратегии осмысления «чужих» реалий. Задачи: обозначить ключевые вехи формирования «китайского текста» в отечественной словесности; изучить особенности репрезентации образа Поднебесной современными поэтами. Научная новизна определяется тем, что впервые современный цикл путешествий о Китае анализируется в рамках специальной работы. Методы исследования: историко-функциональный, типологический, метод целостного анализа. Было установлено, что современные авторы, опираясь на поэтическую концепцию Н. Гумилева в «Фарфоровом павильоне», в лирических циклах путешествий, посвященных Поднебесной, воспроизводят не столько конкретное географическое пространство, сколько духовную «составляющую» восточной страны, передают особенности «чужой» культуры и мировосприятия.
Об авторах
С. П. ГудковаРоссия
Светлана Петровна Гудкова, доктор филологических наук
SPIN 6497-9389
Саранск
О. Ю. Осьмухина
Россия
Ольга Юрьевна Осьмухина, доктор филологических наук
SPIN 6525-5410
Саранск
В. А. Самойленко
Россия
Виктория Александровна Самойленко, аспирант
Саранск
Список литературы
1. Варакина М. И. Идеи единства природы и человека в даосизме // Учен. зап. Забайкальского гос. гум.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. 2009. № 4. С. 75–80.
2. Зейферт Е. Китайское в новейшей русской поэзии: синхронная многомерность, идеограмма и взаимообогащение художественных элементов // НЛО. 2018. № 6. C. 45–50.
3. Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: В 4 т. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). С. 467–493.
4. Кондаков В. Б. Китайский текст и китайский контекст в русской литературе XIX века (к постановке проблемы) // Евразийский гуманитарный журнал. 2017. № 3. С. 123–127.
5. Красноярова А. А. «Китайский текст» русской литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2019. 23 с.
6. Ляпина Л. Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840–1860-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1977. 22 с.
7. Ляпина Л. Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. 1998. № 1. С. 170–178.
8. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. 281 с.
9. Медведева Н. Г. Образ Китая в русской поэтической традиции (Н. Гумилев, О. Седакова, И. Бродский) // Вестник Удмурт. ун-та. 2008. № 1. С. 53–72.
10. Пороль П. В. Китай в рецепции поэтов Серебряного века (поэтика и эстетика): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2020. 25 с.
11. Раскина Е. Ю. Образы китайской культуры в творчестве Н. С. Гумилева // Вестник Вят. гос. ун-та. Серия Лингвистика. 2008. № 4. С. 93–98.
12. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: ТГУ, 1992. 124 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гудкова С.П., Осьмухина О.Ю., Самойленко В.А. Особенности репрезентации образа Китая в современном лирическом цикле путешествий. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022;21(9):118-127. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-9-118-127
For citation:
Gudkova S.P., Osmukhina O.Yu., Samoylenko V.A. Representation Peculiarities of the Image of China in the Modern Lyrical Cycle of Travel. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2022;21(9):118-127. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-9-118-127