Элективный курс «Антропология телесности» в рамках soft skills в практике подготовки специалистов в техническом вузе
Аннотация
В российском образовательном пространстве высшей школы в последние годы идет дискуссия о введении дополнительных модулей саморазвития, которые подразумевают формирование компетенций критического мышления, самопрезентации, эмоционального интеллекта, межкультурной коммуникации и других социальных навыков личностного роста. Следует отметить, что у большинства вузов в стране и у российских работодателей нет единого стандарта по формированию критериев и уровню развития гибких навыков. Исследование направлено на изучение аспектов подготовки выпускников инженерных, технических специальностей, и гуманитариев в процессе их обучения в техническом вузе. Подчеркивается важная роль универсальных (над профессиональных) навыков, именуемых soft skills («гибкие навыки»). Разработанный авторский элективный курс «Антропология телесности» был апробирован в условиях крупнейшего российского университета – Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Дисциплина предлагает организацию целостного представления о специфике межкультурной, гендерной, эмоциональной, невербальной, социальной коммуникации, опираясь на развитие универсальных компетенций высшей школы. Основные методологические концепты курса опираются на общую логику антропогенеза, культурогенеза и социогенеза, поэтому научная проблема имеет фундаментальный и общегуманитарный характер.
Об авторе
Людмила Валентиновна ЛбоваРоссия
Высшая школа международных отношщений, Гуманитарный институт СПБПУ
кафедра археологии и этнографии , Гуманитарный институт НГУ
Список литературы
1. Cambridge Dictionary. Электронный ресурс http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/soft-skills (Дата обращения: 29.01.2023).
2. Jedrej M.C. A. Comparison of Some Masks from North America, Africa and Melanesia. Journal of Anthropological Reseach. 1980. Vol. 36. № 2. p. 220–230
3. Klaus P. Communication breakdown. California Job Journal. 2010. № 28. p. 1–9
4. Wats M., Wats R.K. Developing Soft Skills in students. // The International Journal of Learning, 2009, vol. 15, p.1–10. https://doi.org/ 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032.
5. Абрамовский А.А. Методологические основы профайлинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2. С. 16–24.
6. Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Вестник Казанского энергетического университета. Изд-во: Казанский госуд. энергетический ун-т. 2016. № 4(32). С. 134–142.
7. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. I. М.: МГУ, 1998. 909 с.
8. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. СПб.: Петрополис, 2003. 383 с. + 320 с.
9. Лбова Л.В., Волков П.В. Древнейшее искусство Сибири: (технологии, формы, символы. С-Пб.: Политех-Пресс, 2021. 148с. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i21-214
10. Лбова Л.В., Табарев А.В. Первобытная культура и ритуал. Происхождение и ранние этапы. Учеб. пособие. Новосибирск, 2009. 142с.
11. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002.544с.
12. Лурье С. В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. 624 с.
13. Мальцева А. А. Совершенствование soft skills педагогических работников как условие внедрения профессионального стандарта // Сибирский учитель, 2018, №6 (121). С. 25–30
14. Нанси Ж.-Л. Corpus /Сост., общ. ред. и вступт. ст. Е.Перовская. М.: Ad Marginem, 1999. 256 с.
15. Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию.
16. Материалы лекционных курсов. 1992-1994 годов. М.: Ad Marginem, 1995. 341с.
17. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Юнити-Дана, 2004. 271с.
18. Твои компетенции. Электронный ресурс https://rsv.ru/competitions/internship/1/198/ (дата обращения 02.02.2023)
19. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 c.
20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2022. 756с.
21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603с.
22. Чеснов Я.В. Колдуны и тинэйджеры в гипертексте девиантности // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации: Сб. ст. /Отв. ред. Е.В.Дуков. М., 1998. С. 108–119
23. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1998. 400с.
24. Шайхутдинова Х.А. Soft skills: состояние, проблемы и пути их развития у студентов технических вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 269–273
Дополнительные файлы
|
1. Рис. 1. Конструктор компетенций как инструмент диагностики оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов на платформе «Россия – страна возможностей» [по: Твои компетенции. Электронный ресурс https://rsv.ru/competitions/internship/1/198/ (дата обращения 02.02.2023)].Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(36KB)
|
Метаданные ▾ |
|
2. Рис. 2. Данные результатов тестирования компетенций студентов второго года обучения в рамках Модуля саморазвития на платформе «Россия – страна возможностей» (выборка по данным Центра компетенций СПбПУ Петра Великого) Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Материалы исследования | |
Посмотреть
(97KB)
|
Метаданные ▾ |
|
3. Рис. 3. Анкетирование по итогам освоения дисциплины в рамках Модуля саморазвития (Soft Skills), осень 2022г. (данные Центра компетенций СПбПУ Петра Великого)Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Анализ данных | |
Посмотреть
(101KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Лбова Л.В. Элективный курс «Антропология телесности» в рамках soft skills в практике подготовки специалистов в техническом вузе. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(7).
For citation:
Lbova L.V. Elective course educational course "Anthropology of corporeality" in the framework of soft skills in the practice of training specialists in a technical university. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(7).