Русскоязычный YouTube: тренды «пятой власти» 2021 года
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-6-82-93
Аннотация
Рассматриваются тренды развития одной из самых востребованных видео интернет-площадок – YouTube. Были проанализированы 127 русскоязычных популярных YouTube-каналов и их социальные медиа. Каналы исследовались по количественным, содержательным, экономическим и другим показателям. В работе фиксируются векторы развития популярной площадки, в частности востребованность водкастов, пассивное (или традиционное) потребление медиаконтента, «залипание» на одной медиаплощадке и всплеск публикуемости на YouTube. Авторы констатируют, что социальные медиа, и в частности YouTube, создали полноценное медиапространство со своими законами, трендами, культурой, модой и т. п., вобрав в себя в том числе и все традиционные СМИ, став настоящей «пятой властью».
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. КругловаРоссия
Людмила Алексеевна Круглова, кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики
Scopus Author ID 57222041010
WoS Researcher ID X-2224-2018
RSCI Author ID 838448
Москва
А. И. Кострюков
Россия
Александр Игоревич Кострюков, аспирант II курса факультета журналистики
WoS Researcher ID ISU-3997-2023
Москва
Список литературы
1. Вартанова Е. Л., Гладкова А. А., Дунас Д. В. Социальные медиа как конфликтогенная среда // Актуальные проблемы медиаисследований – 2021: Сб. материалов конф. (Москва, 8 декабря 2021 г.). М.: Изд-во МГУ, 2021. С. 23–25.
2. Гигаури Д. И., Гуторов В. А., Ширинянц А. А. YouТube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3. С. 38–46.
3. Дунас Д. И., Вартанов С. А., Кульчицкая Д. Ю. и др. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2020. № 2. С. 3–27. DOI 10.30547/vestnik.journ.2.2020.327
4. Зиновьева Е. В., Кузнецова Е. А. Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Психология. 2020. Т. 10, № 2. С. 142–157.
5. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / Под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
6. Круглова Л. А. Аудиовизуальное медиапотребление цифрового поколения: тренд на глубокое прослушивание в условиях пандемии // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2022. № 77. С. 241–249. DOI 10.17223/19986645/77/12
7. Круглова Л. А., Семенова Л. Р. Контент-стратегии YouТube-проектов, наиболее востребованных в условиях пандемии // Актуальные проблемы медиаисследований – 2020: Сб. материалов конф. (Москва, 11 декабря 2020 г.). М.: Изд-во МГУ, 2020. С. 158–159.
8. Круглова Л. А., Чобанян К. В., Щепилова Г. Г. Онлайн-видео: структура, контент, монетизация: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2020. 112 с.
9. Лебедева Е. Г. Российский сегмент YouTube в период пандемии: трансформация контента и жанровой структуры // Меди@льманах. 2021. № 1. DOI 10.30547/mediaalmanah.1.2021.5462
10. Малышев В. К. Оценка эффективности способов продвижения Youtube-канала «Редакция»* с помощью средств массовой коммуникации // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 4. С. 179–183.
11. Марченко А. Н. Особенности восприятия культурно-развлекательного контента платформы YouTube представителями разных возрастов и гендеров // Медиа. Информация. Коммуникация. 2020. № 33. С. 25–29.
12. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / С. А. Вартанов, Д. М. Вьюгина, А. Н. Гу- реева и др. М.: Изд-во МГУ, 2021. 406 с.
13. Мусиенко О. В. Научно-популярные жанры видеохостинга YouTube: художественные особенности драматургической конструкции // Colloquium-journal. 2020. № 19-2 (71). С. 14–18.
14. Телевизионная журналистика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005.
15. Фокин А. А. Эпоха Интернет-визуальности: YouTube, Instagram*, GIF, Coub // Челябинский гуманитарий. 2013. № 2 (23). С. 80–86.
16. Щепилова Г. Г., Круглова Л. А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2018. № 3. С. 3–16.
17. Яшкова Т. А., Зогранян Е. В. Алгоритмы подбора информации в YouTube как способ политического влияния // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. Серия: История и право. 2020. Т. 10, № 3. С. 101–106.
18. Budzinski O., Gaenssle S., Lindstädt-Dreusicke N. The Battle of YouTube, TV and Netflix: An Empirical Analysis of Competition in Audiovisual Media Markets. SN Business & Economics, 2021, no. 9, pp. 1–26. DOI 10.1007/s43546-021-00122-0
19. Chang H. H. Virtual Reality, YouTube, or Social Media? Assessing Promotional Effects on Tourism Destination. Journal of Vacation Marketing, 2021, no. 28 (2), pp. 211–227. DOI 10.1177/13567667211038960
20. Cheng X., Dale C., Liu J. X. Statistics and Social Network of YouTube Videos. In: 16th International Workshop on Quality of Service, 2008, pp. 229–238. DOI 10.1109/IWQOS.32
21. Crilley R., Chatterje-Doody P. N. Emotions and War on YouTube: Affective Investments in RT’s Visual Narratives of the Conflict in Syria. Cambridge Review of International Affairs, 2020, vol. 33, no. 5, pp. 713–733. DOI 10.1080/09557571.2020.1719038
22. Hangjing Zhang, Yuejiang Li, Yan Chen H. Vicky Zhao Smart Evolution for Information Diffusion Over Social Networks. IEEE Transactions on Information Forensics and Security, 2021, vol. 16, pp. 1203–1217. DOI 10.1109/TIFS.2020.3032039
23. Hosseinmardi H. et al. Examining the consumption of radical content on YouTube. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2021, vol. 118, no. 32. DOI 10.1073/pnas.2101967118
24. Motahar P. S., Tavakoli R., Mura P. Social media influencers’ visual framing of Iran on YouTube. Tourism Recreation Research, 2021, pp. 1–13. DOI 10.1080/02508281.2021.2014252
25. Munger K., Phillips J. Right-Wing YouTube: A Supply and Demand Perspective. International Journal of Press / Politics, 2020. DOI 10.1177/1940161220964767
26. Pennycook G., Rand D. G. Fighting misinformation on social media using crowdsourced judgments of news source quality. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2019, no. 116 (7), pp. 2521–2526. DOI 10.1073/pnas.1806781116
27. Ryoo Y., Yu H., Han E. Political YouTube Channel Reputation (PYCR): Development and Validation of a Multidimensional Scale. Telematics and Informatics, 2021, vol. 61, p. 101606. DOI 10.1016/j.tele.2021.101606
28. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York, William Morrow and Company Inc., 1991
Рецензия
Для цитирования:
Круглова Л.А., Кострюков А.И. Русскоязычный YouTube: тренды «пятой власти» 2021 года. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(6):82-93. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-6-82-93
For citation:
Kruglova L.A., Kostrukov A.I. Russian-Language Media of YouTube: Trends of the “Fifth Power” in 2021. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(6):82-93. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-6-82-93