Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Канон священных текстов у старообрядцев и организация религиозной жизни общин

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-8-20-31

Аннотация

Представлен результат анализа старообрядческого сборника, написанного в первой четверти XVIII в. в центре поморского согласия Выговской пустыни. Его содержание – цитаты из авторитетных рукописей и печатных изданий, отобранные несколькими поколениями защитников старого обряда и включенными в канон священных текстов. Они служили для старообрядцев аргументами при доказательстве справедливости отстаиваемой точки зрения на новшества, внесенные в обряд и богослужебную практику Русской Церкви реформаторами. В приложении к статье приведено оглавление сборника, разделы которого свидетельствуют о стремлении составителей решить не только богословские, богослужебные и обрядовые вопросы, но и относящиеся к организации повседневной религиозной жизни общины. Сделан вывод, что канон священных для старообрядцев текстов в первой четверти XVIII в. был значительно расширен по сравнению с оформленным ранее – это позволило составителям, опираясь на цитаты, предложить решение актуальных для общины проблем религиозной жизни.

Об авторе

Н. С. Гурьянова
Новосибирский государственный университет; Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Наталья Сергеевна Гурьянова, доктор исторических наук, профессор,

Scopus Author ID 57222243564,

Новосибирск.



Список литературы

1. Беляева О. К. Редакторская работа выговских книжников над Дьяконовскими ответами // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 37–52.

2. Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб.: БАН, 1995. 435 с.

3. Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта второй половины XVI века. Сводный каталог: В 2 кн. М.: Индрик, 2003. 1356 с.

4. Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М.: Индрик, 2010. 1252 с.

5. Дружинин В. Г. Поморские палеографы XVIII столетия. Пг.: 9-я Гос. тип., 1921. 66 с.

6. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках. Сводный каталог. М.: ГБЛ, 1958. 152 с.

7. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с.

8. Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова. Praha: Univerzita Karlova, 1976. 145 с.

9. Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск: Наука, 1998. 429 с.

10. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. М.: Знак, 2003. 720 с.

11. Плигузов А. И. Авторские сборники основателей Выговской пустыни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 103–112.

12. Поздеева И. В. Древнерусское наследие в истории традиционной книжной культуры старообрядчества (первый период) // История СССР. 1988. № 1 (январь – февраль). С. 84–99.

13. Сапожникова О. С. Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин. Редакторская деятельность. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 560 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гурьянова Н.С. Канон священных текстов у старообрядцев и организация религиозной жизни общин. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(8):20-31. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-8-20-31

For citation:


Gurianova N.S. Canon of Sacred Texts among the Old Believers and Organization of Religious Life in the Communities. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(8):20-31. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-8-20-31

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)