«Возвышенный взгляд на ужас»: функция орнаментальной поэтики в повести В. Зазубрина «Щепка»
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-9-132-143
Аннотация
Представлен анализ повести В. Зазубрина «Щепка» (1923) в ракурсе орнаментальной прозы на фоне размывающейся чистоты литературных жанров. Об ориентации на высокий жанр свидетельствует прописная буква местоимения в подзаголовке произведения: «Повесть о Ней и о Ней», т. е. о Революции и вновь о Ней. Контрастирует с этой интенцией апокалиптическая образность произведения, представляющая революционную эпоху в красках страшного мира. Поэтический слой текста формируется лирическим голосом героя и усиливается орнаментальным богатством ассоциаций. Острота его внутреннего поединка, основанная на притяжении к революции и отталкивании от нее, наращивает эмоциональное напряжение всего произведения. На уровне интертекстуального диалога ощутимо влияние на поэтику «Щепки» поэмы Блока «Двенадцать».
Ключевые слова
Об авторе
Е. Н. ПроскуринаРоссия
Елена Николаевна Проскурина, доктор филологических наук
Scopus Author ID 57196727886
Новосибирск
Список литературы
1. Бальбуров Э. А. Философская проза Николая Бердяева (проблемы поэтики) // Нарративные традиции славянских литератур. Повествовательные формы Средневековья и Нового времени. Новосибирск: НГУ, 2009. С. 15–29.
2. Вишневецкий И. Между поэзией и прозой // НЛО. 2016. № 139. C. 297–308.
3. Воронский А. Искусство видеть мир (Портреты. Статьи). М.: Сов. писатель, 1987. 702 с.
4. Драгомирецкая Н. В. Стилевые искания в ранней советской прозе // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: Наука, 1965. Кн. 3. С. 125–173.
5. Дудкин В. В. Символика поэмы А. Блока «Двенадцать» (на материале зарубежных исследований) // Проблемы исторической поэтики. 1990. Т. 1. С. 115–127.
6. Лейдерман Н. Л. Кровавый карнавал. «Поэмы в прозе» 1920-х годов: поэтика и семантика // Вопросы литературы. 2008. Сентябрь – октябрь. С. 241–267.
7. Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.
8. ЛНС – Литературное наследство Сибири: В 8 т. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. Т. 2. 444 с.
9. Манн Ю. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. 384 с.
10. Проскурина Е. Н. Поэтика Владимира Зазубрина. Жанровые, сюжетные проекции. М.: Новый Хронограф, 2020. 208 с.
11. Ромодановская Е. К. Рассказы сибирских крестьян о видениях (К вопросу о специфике жанра видений) // ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 141–156.
12. Седакова О. Мариины слезы. К поэтике литургических песнопений. М.: Практика, 2021. 168 с.
13. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
14. Хасанов О. А. Символика цвета в повести В. Я. Зазубрина «Щепка» // Вестник Краснояр. гос. пед. ун-та. 2017. № 1 (39). С. 227–231.
15. Шкловский В. Б. Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 1. URL: http://philologos.narod.ru/shklovsky/prosetales.html (дата обращения 27.01.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Проскурина Е.Н. «Возвышенный взгляд на ужас»: функция орнаментальной поэтики в повести В. Зазубрина «Щепка». Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024;23(9):132-143. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-9-132-143
For citation:
Proskurina E.N. «A Sublime Look at Horror»: The Function of Ornamental Poetics in V. Zazubrin’s Story Sliver. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2024;23(9):132-143. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-9-132-143