Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Мотив Пути и духовных странствий в искусстве буддизма дзэн

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-10-70-78

Аннотация

Учение Будды глубоко и проникновенно, находится за пределами словесного мышления. А потому единственным способом освободиться от власти слов и понятий является, по выражению Ламы Анагарика Говинда, «замена нашей одноколейной логики многомерным символом». Язык метафоры, символа, звука, жеста, используемый искусством и открывающий возможность постигать мир иными, не рассудочными путями, становится в дзэн средством передачи пережитой в глубине сердца истины. Мотив Пути, дороги, перехода, движения так или иначе проявляет себя во всем дзэнском искусстве, ибо сам мир представляется потоком, «процессом становления, а не состоянием бытия». Акцент в статье сделан на раскрытии внутреннего смысла этого мотива, несущего в себе мудрость и пережитый опыт многих духовных наставников, исследование того, в каких образах, знаках, символах он проявляется в разных сферах дзэнского искусства (живописи, садовом искусстве, чайном ритуале). При всей значимости обозначенной темы – сквозной для всей дзэнской культуры – в российском японоведении, однако, отсутствуют исследования, посвященные ей, что определяет актуальность и практическую ценность данной работы.

Об авторе

Е. Е. Малинина
Новосибирский государственный университет
Россия

Елизавета Евгеньевна Малинина, кандидат филологических наук, доцент 

Новосибирск 



Список литературы

1. Анагарика Говинда. Творческая медитация и многомерное сознание. М.: Беловодье, 2006. 317 с.

2. Ильин И. А. О тьме и просветлении: книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелёв. М.: Скифы, 1991. 211 с.

3. Малинина Е. Е. Путь кисти и туши. Новосибирск: НГУ, 2022. 151 с.

4. Малинина Е. Е. В Безмолвии дзэнского сада. Новосибирск: НГУ, 2023. 231 с.

5. Малявин В. В. Китай в XVI–XVII веках. М.: Искусство, 1997. 498 с.

6. Скворцова Е. Л. Японская эстетика ХХ века. Антология. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. 583 с.

7. Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М.: Наука, 1987. 279 с.

8. Японская любовная лирика. М.: Худож. лит., 1988. 254 с.

9. Covell J. C. Under the Seal of Sesshu. New York: De Pamphilis Press, Inc., 1941. 116 p.

10. Hisamatsu Sin’ichi. The Significance of the Namporoku // Chanoyu Quarterly. 1987. No. 52. P. 11.

11. Holmes S. W., Horioka C. Zen Art for Meditation. Rutland; Tokyo: Charles E. Tuttle Company, 1996. 111 p.

12. Sen Soshitsu XV. The Japanese Way of Tea. Honolulu: Uni. of Hawai’i Press, 1998. 229 p.

13. Ватанабэ Акиёси. Суйбоку-га: Сэссю то сонно рюха [水墨画: 雪船とその流派]. Живопись тушью: Сэссю и его школа. Токио: Нихон-но бидзюцу, 1994, 98 с. (на яп. яз.)

14. Симао Арата. Сэссю [雪船]. Токио: Сингося, 1996. 93 с. (на яп. яз.)

15. Симао Арата. Сэссю [雪船]. Токио: Bijutsu Co., LTD, 2012. 79 с. (на яп. яз.)

16. Эбинэ Тосио. Суйбоку-га: Мокуан кара Минтё э бидзюцу [海老根 聴郎. 水墨画:黙庵か ら明兆へ]. Живопись тушью: от Мокуана до Минтё. Токио, Нихон-но бидзюцу, 1994, 98 с. (на яп. яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Малинина Е.Е. Мотив Пути и духовных странствий в искусстве буддизма дзэн. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024;23(10):70-78. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-10-70-78

For citation:


Malinina E.E. Motif of the Way and Spiritual Pilgrimage in Zen Art. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2024;23(10):70-78. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-10-70-78

Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)