Пляски с барабанами: к вопросу о наследниках донгшонско-дяньской цивилизации
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-10-104-117
Аннотация
Представлена попытка выявить наиболее вероятных наследников культуры Дянь среди обширного списка неханьских народов, населяющих Юго-Западный и Южный Китай в настоящее время. В качестве критерия отбора был взят такой важный элемент материальной культуры, как бронзовые барабаны, которые являлись одним из наиболее заметных маркеров для памятников донгшонско-дяньской цивилизации. Однако выяснилось, что область распространения таких изделий слишком велика, многие народы восприняли (заимствовали) этот эффектный символ богатства и власти. Чтобы ограничить выборку, мы в качестве дополнительного фильтра взяли такой существенный элемент духовной культуры, как ритуальные танцы с бронзовыми барабанами. Ретроспективный анализ показал, что этнографически значимый бином (бронзовые барабаны + танцы) сложился еще в культуре Дянь. Поэтому народы, сохранившие такое сочетание, могут быть названы в числе наследников этой культуры, а их предки – в числе ее создателей. В наиболее развитом и стабильном варианте пляски с бронзовыми барабанами зафиксированы у различных групп мяо (хмонг), яо (миен), чжуан и йи (ицзу), что может послужить основой для последующих палеоэтнографических изысканий.
Ключевые слова
УДК: 904(513)
Об авторах
С. А. КомиссаровРоссия
Сергей Александрович Комиссаров, кандидат исторических наук, доцент
Scopus Author ID 57195200866, RSCI Author ID 143809
Новосибирск
А. И. Соловьев
Россия
Александр Иванович Соловьев, доктор исторических наук
Scopus Author ID 18042706600, WoS Researcher ID ABA-6010-2020, RSCI Author ID 73827
Новосибирск
Список литературы
1. Кудинова М. А., Черемисин Д. В., Комиссаров С. А. О семантике основного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 4: Востоковедение. С. 51–60.
2. Кюрегян Т. С. Тарантелла // Музыкальная энциклопедия: [В 6 т.] / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1981. Т. 5. С. 430.
3. Лаптев С. В., Полосьмак Н. В., Комиссаров С. А. Донгшонско-дяньская цивилизация (VIII–III вв. до н. э.) // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. М.: Вост. лит., 2016. Т. 1. С. 909–915.
4. Фань Чэнда. Гуйхай в описаниях попечителя гор и вод // Чжоу Цюйфэй. За хребтами. Вместо ответов (Лин вай дай да) / Пер. с кит., введ., коммент. и прилож. М. Ю. Ульянова. М.: Вост. лит., 2001. С. 360–435.
5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961. С. 23–178.
6. Ли Вэйцин. Чжунго наньфан тунгудэ фэньлэй хэ дуаньдай [李伟卿。中国南方铜鼓的分类和 断代 // 考古]. Типология и датирование бронзовых барабанов Юга Китая // Каогу. 1979. № 1. С. 66–78, 106. (на кит. яз.)
7. Ли Лунчжан. Чусюн ваньцзяба мацюнь цзи ваньцзябасин тунгудэ няньдай таньтао [李龙 章。楚雄万家坝墓群及万家坝型铜鼓的年代探讨 // 文物]. Обсуждение могильника Ваньцзяба в уезде Чусюн и хронологии бронзовых барабанов типа Ваньцзяба // Вэньу. 2003. № 12. С. 49–55. (на кит. яз.)
8. Ли Фуцян, Линь Чэн. Гу бань и у: чжунго шаошу миньцзу тунгуу яньцзю цзуншу [李富强、 林成。 鼓伴以舞:中国少数民族铜鼓舞研究综述 // 百色学院学报]. Танцы под барабан: обзор исследований танцев с бронзовыми барабанами у малочисленных народов Китая // Байсэ сюэюань сюэбао. 2019. № 5. С. 33–40. (на кит. яз.)
9. Лу Гуйтин. Гуаннань чжуанцзу юй тунгу [陆贵庭。广南壮族与铜鼓 // 民族艺术研究]. Народ чжуан в уезде Гуаннань и бронзовые барабаны // Миньцзу ишу яньцзю. 1999. № 4. С. 23–31. (на кит. яз.)
10. Тань Цайлуань. Тунгу: гэминьцзу цзяован цзяолю цзяожундэ лиши цзяньчжэн – гуанси гэминьцзу цзяован цзяолю цзяожундэ ши яньцзючжи эр [覃彩銮。 铜鼓:各民族交往交流 交融的历史见证--广西各民族交往交流交融史研究之二 // 广西社会主义学院学报]. Бронзовые барабаны: исторические свидетельства взаимного общения, обмена и слияния разных народов, – второе исследование по истории взаимного общения, обмена и слияния разных народов Гуанси // Гуанси шэхуйчжуи сюэюань сюэбао. 2023. № 6. С. 73–79. (на кит. яз.)
11. Цзян Тинъюй. Гудай тунгу тунлунь [将廷瑜。古代铜鼓通论]. Очерк древних бронзовых барабанов. Пекин: Цзыцзиньчэн чубаньшэ, 1999. 301 с. (на кит. яз.)
12. Чжан Цзэнци. Цзиньнин шичжайшань [张增祺。晋宁石寨山]. (Могильник) Шичжайшань в уезде Цзиньнин. Куньмин: Юньнань мэйшу чубаньшэ, 1998. 316 с., 60 с. цв. ил. (на кит. яз.)
13. Чэнь Сяобо. «Ма ши тунгу» чжии [陈小波。 “马式铜鼓” 质疑 // 广西博物馆文集]. Возражения концепции «бронзового барабана в форме лошади» // Гуанси боугуань вэньцзи. 2021. № 1. С. 10–14. (на кит. яз.)
14. Chiou-Peng TzeHuey. Dian bronze art: its source and formation // Bull. of the Indo-Pacific prehistoric association. 2008. Vol. 28. P. 34–43.
15. Han Xiarong. The present echoes of the ancient bronze drums: Nationalism and archaeology in modern Vietnam and China // Explorations. 1998. Vol. 2, no. 2. P. 27–46.
16. Heger F. Alte Metalltrommeln aus Südost-Asien. Leipzig: Verlag von Karl W. Hiersemann, 1902. 247 S., mit Tafelband (45 Tafeln).
17. Hultkrantz A. The drum in shamanism: Some reflections // Scripta Instituti Donneriani Aboensis. 1990. Vol. 14. P. 9–27.
18. Lawergren B. Neolithic Drums in China // Studien zur Musikarchäologie V. Musikarchäologie im Kontext. Archäologische Befunde, historische Zusammenhänge, soziokulturelle Beziehungen. Rahden, Westf.: VML, 2006. P. 109–127. (Orient-Archäologie, Band 20)
19. Li Fengyun. The sound of the drums permeates the Past and the Present: The communication of bronze drum culture and the local expression of public art // Proceedings of the 8th International conference of arts, design and contemporary education. [Amsterdam:] Athena Publishing, 2022. P. 177–183.
20. Li Xiang, Xie Chaowu, Morrison A. M., Nguen Thi Hong Hai. Experiences, motivations, perceptions, and attitudes regarding ethnic minority village tourism // Sustainability. 2021. Vol. 13, iss. 4. Article 2364. P. 1–19.
21. Loofs-Willsowa H. Dongson Drums: Instruments of Shamanism or Regalia? // Arts Asiatiques. 1991. Vol. 46. P. 39–49.
22. Lu Qiuyan, Zou Guisen, Li Yanxiang, Zheng Lin, Wang Wei. Provenance study on “Big bronze drums”: a method to investigate the ancient bronze industry of Guangxi, Southwest China from Han to Tang dynasty (around 200 BC – 900 AC) // J. of Cultural Heritage. 2020. Vol. 44. P. 15–26.
23. Nitzky W. D. Moving the Living and the Dead: The power of bronze drums in contemporary ethnic China // Asian Ethnology. 2022. Vol. 81, no. 1, 2. P. 173–206.
24. Rozwadowski A. Did shamans always play the drum? Tracking down prehistoric shamanism in Central Asia // Documenta Praehistorica. 2012. Vol. 39. P. 277–286.
25. Wen Guoxun, Fang Qing. Retrospect and Reflection on the Study of Early Bronze Drums in China and Vietnam // Academic J. of Humanities & Social Sciences. 2021. Vol. 4, iss. 8. P. 98–103.
Рецензия
Для цитирования:
Комиссаров С.А., Соловьев А.И. Пляски с барабанами: к вопросу о наследниках донгшонско-дяньской цивилизации. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024;23(10):104-117. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-10-104-117
For citation:
Komissarov S.A., Solovyev A.I. Dances with Drums: On the Problem of Descendants of the DongSon-Dian Civilization. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2024;23(10):104-117. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2024-23-10-104-117