Preview

Vestnik NSU. Series: History and Philology

Advanced search

“The Way to the Temple...”: How the Author and Characters See It (Оn the Material of V. Rasputin's Prose)

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-9-168-186

Abstract

The article deals with the most important problems of V. Rasputin's prose, namely the problems of faith, righteousness, and motherland. It is shown that the Old Believer exile serves as the most important reference point for the writer. The prose of the artist is given through the prism of the original interpretation of the symbols of Orthodox Christianity, first of all, the image of the temple. In early art, Russia was understood and viewed as a single Church; in later works, the idea of the temple is associated with Russia of the future, that it retreated, "as partisans into the forests, into its millennium". In Rasputin's works, images of an island, a tree, a boat, a light, a house/casket, a grave serve as the temple's counterparts, around which a new existence is gradually being built up, unified, faithful to Orthodox Christianity not according to the rite, but according to the spirit and courage of non-reconciliation, the path of which resonates with the laws of the living universe (nature as a temple).

About the Author

N. V. Kovtun
Krasnoyarsk State Pedagogical University
Russian Federation


References

1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: в ٣ т. М.: Индрик, 1994, т. 3, 840 с.

2. Баталов А. Л., Лидов А. М. Введение // Иерусалим в русской культуре / Сост. и отв. ред. А. Баталов, А. Лидов. М.: Наука, 1994, 224 с.

3. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). Париж: ИМКА-Пресс, 1949, 199 с.

4. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х١Х века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. М.: Гилея; Наука, 1990, с. 43-44.

5. Бери Р. Филобиблон. М.: Книга, 1984. 460 с.

6. Галиев С. С. Образ храма в русской литературе рубежа XX-XXI столетий // Андреевские Чтения. Литература XX века: Итоги и перспективы изучения. М.: Экон, 2010, с. 356-364.

7. Дементьев В. Исповедь земли: Слово о российской поэзии. М.: Современник, 1980, 511 с.

8. Дерягин Г. Никон на Севере // Север. 1993, № 1, с. 124-132.

9. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004, 560 с.

10. Ефимов Н. И. Русь - новый Израиль: Теократическая идеология современного православия в допетровской письменности. Из этюдов по истории русского церковно-политического сознания. Казань: тип. Ф. П. Окишева, 1912. Вып. 1, 50 с.

11. Зарайск. Материалы для истории города XVI-XVIII столетий. М.: Типо-Литография И. Н. Кушнерева и Ко, 1888, 94 с.

12. Зильберман Д. Православная этика и материя коммунизма. СПб.: Иван Лимбах, 2014, 256 с.

13. Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994, 172 с.

14. Иванова В. Я. «И плачет душа моя за весь мир…»: православная аскетика в иконографии повести В.Г. Распутина «Последний срок» // Время и творчество В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. ٧٥-летию со дня рождения В. Г. Распутина: материалы. Иркутск: ИГУ, 2012, с. 348-359.

15. Ковтун Н. В. «Женский вопрос» в творчестве В. Распутина // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2015, № 1, с. 58-75.

16. Ковтун Н. В. «Деревенская проза» в зеркале утопии: монография. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009, 494 с.

17. Ковтун Н. В. Историоризация мифа: от «благословенной» Матеры к Пылево (об авторском диалоге В. Распутина и Р. Сенчина) // Вестн. ОмГПУ. 2017, № 4 (17), с. 81-87.

18. Ковтун Н. В. Книга - автор - читатель в поздних текстах В. Распутина // Вестн. УрФУ. Серия ٢. Гуманитарные науки. 2015. T. 139, № 2, с. 208-221.

19. Корм Ж. Религиозный вопрос в ХХ١ веке: Геополитика и кризис постмодерна. М.: ИОИ,

20. , 288 p.

21. Королева С. Ю. Образ праведника в «деревенской прозе» В. Распутина (к вопросу о художественном воплощении народной религиозности) // Вестн. Перм. ун-та. 2009. Вып. 1. С. 79-90.

22. Кошемчук Т. А. Русская литература в православном контексте. СПб.: Наука, 2009, 278 с.

23. Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1984, 295 с.

24. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования: история русской прозы, теория литературы. СПб.: Искусство СПб., 2005, 464 с.

25. Лотман Ю. М. О понятии географического пространства в средневековых текстах // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В ٣ т. Таллин: Александра, 2009, т. 1, с. 407-413.

26. Лурье Я. С., Чистов К. В. Национальные истоки социально-утопических идей // Идеи социализма в русской классической литературе / Под ред. Н. И. Пруцкова. Л.: Наука, 1969, с. 19-61.

27. Лысов А. Г. «Море на запоре». «Прощание с Матерой» В. Распутина в контексте произведений о втором «всемирном потопе» в русской литературе ХХ века // Кирилло-Мефодиевские чтения II-III: Материалы Междунар. науч. конф. Даугавпилс, 2008, с. 270-295.

28. Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского искусства. Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 1997. 319 с.

29. Мекш Э. Б. Образ Великой Матери (религиозно-мифологические традиции в эпическом творчестве Николая Клюева). Даугавпилс: Saule, 1994. 208 с

30. Михайлова Г. Тема и вариации: «деревенская проза» в начале нового века // Литература. 2008. № 50 (2). С. 64-74.

31. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с.

32. Мотеюнайте И. В. Жизнеописание юродивого в новое время // Кирилло-Мефодиевские чтения II-III: Материалы Междунар. науч. конф. Даугавпилс: Центр русской культуры, 2008. С. 98-111.

33. Николаева Н. А., Сафронов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М.: Белый волк; КРАФТ; ГУП «Облиздат», 1999. 312 с.

34. Панченко А. М. Русская стихотворная культура ΧVΙΙ века. Л.: Наука, 1973. 281 с.

35. Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2005. 544 с.

36. Плеханова И. И. Испытание неопределенностью (автор и герой в ситуации вызова) // А. Вампилов и В. Распутин: Творческий потенциал «иркутской истории»: Материалы Междунар. науч. конф. Иркутск: ИГУ, 2017. С. 188-207.

37. Померанц Г., Миркина З. Спор цивилизаций и диалог культур. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 504 с.

38. Радомская Т. И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети ХIХ века. М.: Совпадение, 2006. 239 с.

39. Сенькина Т. М. Социальные функции «дурачеств» демократического героя русской волшебной сказки // Фольклористика Карелии. Петрозаводск: ИЯЛИ Карел. науч. центра РАН, 1978. С. 58-71.

40. Ситько Г. С. Старообрядчество - духовная основа поэтики Н. Клюева // Н. Клюев: образ мира и судьба: Материалы Всерос. науч. конф. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 79-84.

41. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1995. 416 с.

42. Степанова В. А. Обряд и ритуал в поздней прозе В. Распутина (на материале рассказа «В ту же землю») // Творчество Валентина Распутина: Ответы и вопросы. Иркутск: ИГУ, 2014. С. 276-287.

43. Степанова В. А. Хронотоп прозы В. Распутина // Русский традиционализм: История, идеология, поэтика, литературная рефлексия. М.: Флинта: Наука, 2016. С. 162-164.

44. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.

45. Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1967. Т. 35. С. 116-182.

46. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М.: АСТ, 2014. 352 с.

47. Brownmiller S. Against Our Will: Men, Women and Rape. New York, 1975. 475 р.


Review

For citations:


Kovtun N.V. “The Way to the Temple...”: How the Author and Characters See It (Оn the Material of V. Rasputin's Prose). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018;17(9):168-186. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-9-168-186

Views: 210


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)