Новые технологии в педагогической и просветительской деятельности в области истории, археологии и этнографии
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-5-9-20
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению опыта создания и использования настольных игр по археологии, этнографии, истории в педагогической, просветительской деятельности сотрудников Алтайского государственного педагогического университета. Анализируется практика применения игровых технологий при реализации просветительских проектов с участием студентов-историков. Базой для разработки игр служат коллекции Историко-краеведческого музея университета и материалы исследований авторов статьи. В работе представлены пять настольных игр по археологии, этнографии и истории Алтайского края, созданных в форматах пазла, игры мемо, игры-бродилки. Авторы приходят к выводу о том, что проектно-деятельностный подход позволяет эффективно сочетать подчерпнутые из специальной литературы и в процессе обучения теоретические знания студентов с игровыми механизмами их презентации в современном образовательном пространстве.
Об авторах
Н. Н. ГоловченкоРоссия
Николай Николаевич Головченко, кандидат исторических наук
Барнаул
Scopus Author ID 57218919187,
WoS Researcher ID AAD-9048-2022,
RSCI Author ID 764361
Н. С. Грибанова
Россия
Наталья Святославна Грибанова, кандидат исторических наук, доцент
Барнаул
RSCI Author ID 720772
А. В. Контев
Россия
Аркадий Васильевич Контев, кандидат исторических наук, доцент
Барнаул
RSCI Author ID 350105
Н. В. Люля
Россия
Наталья Викторовна Люля
Барнаул
RSCI Author ID 839172
Список литературы
1. Атлас новых профессий 3.0. М.: Интеллект. лит., 2020. 456 с.
2. Веряев А. А., Каменская В. О. Геймификация как условие повышения мотивации и вовлеченности обучаемых в педагогический процесс // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: Материалы XII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году науки и технологий в Российской Федерации. Барнаул, 2021. С. 89–92.
3. Веряев А. А., Каменская В. О. Геймификация: от метафоры к педагогической технологии // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сб. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. Симферополь: Ариал, 2022. С. 372–378.
4. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, №4. C. 184–200. DOI 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200
5. Грибанова Н. С., Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Использование мультимедийных ресурсов в историко-просветительной работе музея образовательной организации: Учеб.- метод. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2022. 105 с.
6. Головченко Н. Н., Грибанова Н. С., Вайцель Д. Э. Опыт разработки археологического мультимедийного контента для студентов педагогических университетов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 5: Археология и этнография. С. 9–19. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-5-9-19
7. Контев А. В. Формирование пространственных представлений на основе использования ресурсов мультимедийного парка «Россия – моя история» // Головеева Л. Ю., Контев А. В., Ратникова Д. В. Применение ресурсов мультимедийного парка «Россия – моя история» для достижения предметных результатов обучения истории в школе: Учеб.-метод. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2022. С. 48–77.
8. Павлова С. А. Организация игрового проектирования в образовательной среде // Вестник Бурят. гос. ун-та. 2015. № 15. С. 135–143.
9. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 576 с.
10. Ратникова Д. В. Проектная деятельность в структуре подготовки будущего учителя // Педагогическое образование на Алтае. 2023. № 1. С. 113–117.
11. Своротова Ю. В. Использование настольных игр в образовательном процессе // Развитие современного образования: от теории к практике: Сб. материалов VII Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2019. С. 145–150.
12. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 352 с.
13. Шульга П. И., Уманский А. П., Могильников В. А. Новотроицкий некрополь. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. 329 с.
Рецензия
Для цитирования:
Головченко Н.Н., Грибанова Н.С., Контев А.В., Люля Н.В. Новые технологии в педагогической и просветительской деятельности в области истории, археологии и этнографии. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(5):9-20. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-5-9-20
For citation:
Golovchenko N.N., Gribanova N.S., Kontev A.V., Lyulya N.V. New Technologies in Pedagogical and Educational Activities in the Field of History, Archaeology and Ethnography. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(5):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-5-9-20