Прагматика искусственного интеллекта: медиафрилансеры меняют подход к рерайту
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-32-43
Аннотация
Процесс цифровизации меняет стратегии медиакоммуникаций и журналистики. В конце 2022 г. медиасфера столкнулась с новым вызовом – развитием и популяризацией искусственного интеллекта. В настоящей статье авторы решили сравнить использование нейросетей для генерации текстов штатными журналистами и медиафрилансерами, предположив, что последние активнее и быстрее начинают внедрять новые технологии для трансформации рутинных процессов, в частности рерайта. Для проверки гипотезы было проведено несколько опросов, экспертных интервью, а также проанализирован сайт вакансий. Гипотеза подтвердилась: внештатные авторы значительно чаще своих штатных коллег используют искусственный интеллект, а работодатели / заказчики чаще ожидают таких навыков от удаленных сотрудников, чем от офисных. Авторы предполагают, что данный процесс постепенно охватит большинство представителей медиасферы.
Ключевые слова
Об авторах
О. С. МухинаРоссия
Ольга Сергеевна Мухина, кандидат филологических наук
Scopus Author ID 57280995100
WoS Researcher ID ABB-6906-2020
RSCI Author ID 1062406
Екатеринбург
В. Ф. Олешко
Россия
Владимир Фёдорович Олешко, доктор философских наук
Scopus Author ID 57220043187
WoS Researcher ID T-3044-2018
RSCI Author ID 400103
Екатеринбург
Список литературы
1. Бондаренко Е. А. Искусственный интеллект и проблемы медиаобразования // Медиа. Информация. Коммуникация. 2023. Т. 37, № 2. С. 7–12. Вартанова Е. Л. Цифровая журналистика и медиакоммуникационная среда // МедиаТренды. 2022. № 1 (87). С. 1.
2. Голубева С. Л. Технологии искусственного интеллекта в рекламе // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 103-2. С. 119–122. DOI 10.18411/trnio-11-2023-92
3. Горина Е. В., Уфимцева С. М. Особенности использования текстов нейросетей в медиа и образовании // Российский лингвистический бюллетень. 2024. № 1 (49). DOI 10.18454/ RULB.2024.49.27
4. Давыдов С. Г., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2023. № 5. С. 3–21. DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2023.321
5. Зимина Л. В. Технологии искусственного интеллекта в медиаиндустрии: генерация изображений // Изв. высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2023. № 2. С. 14–23.
6. Лащук О. Р. Заимствование контента при создании рерайтерских новостных материалов // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2013. № 24. С. 43–49.
7. Лесина М. И. ChatGPT в журналистике: угроза медиасфере или ценный партнер? // Сборник эссе студентов и учащихся школ по итогам международных конкурсов эссе от 10.09.2023. Н. Новгород: Профессиональная наука, 2023. С. 12–19.
8. Макеенко М. И., Вырковский А. В. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 74–99. DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499
9. Плешакова А. С. Плагиат и рерайт как проблема авторского права // Традиции и новации в системе современного российского права: Материалы Междунар. конгресса молодых ученых: В 3 т. М., 2024. Т. 2. С. 319–320.
10. Плотникова А. М. Нейросеть как ключевое слово текущего момента // Филологический класс. 2023. Т. 28, № 2. С. 45–54.
11. Томашевский И. А. Искусственный интеллект в управлении медиакоммуникацией и журналистикой // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2023. № 74. С. 33–42.
12. Тюрина Е. В. Проблемы использования искусственного интеллекта в новостной рерайт-журналистике // Коммуникация в современном мире: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью. Воронеж, 2024. С. 44–45.
13. Фещук К. С. Особенности рерайта на примере новостных текстов российских онлайн СМИ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 5 (57). С. 269–278.
14. Шабалин А. Д. (Не)медиатекст: коммуникативные маркеры AI-текстов (на примере материалов чат-бота ChatGPT) // Медиалингвистика: Материалы докладов участников VII Междунар. конф. СПб., 2023. С. 802–806.
15. Шестерина А. М. Влияние технологий искусственного интеллекта на видеопроизводство в сфере продвижения сетевого контента // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. Т. 22, № 1. С. 108–113. DOI 10.14529/ssh220114
16. Hayes K. The Networked Newsroom: Navigating New Boundaries of Work. Journalism Practice. 2021. No. 18 (4). P. 803–817. DOI 10.1080/17512786.2021.1949627
17. Hagar N., Wachs J., Horvát E.-Á. Writer movements between news outlets reflect political polarization in media. New Media and Society. 2021. No. 25 (8). P. 2034–2056 DOI 10.1177/14614448211027173
18. Josephi B., O’Donnell P. The blurring line between freelance journalists and self-employed media workers. Journalism. 2022. No. 24 (1). P. 139–156. DOI 14648849221086806
19. Norbäck M. Maintaining a Freelance Career: How Journalists Generate and Evaluate Freelance Work. Journalism Studies. 2022. No. 23 (10). P. 1141–1159 DOI 10.1080/1461670X.2022.2073257
20. Pavlik J. V. Collaborating with ChatGPT: Considering the Implications of Generative Artificial Intelligence for Journalism and Media Education. Journalism & Mass Communication Educator. 2023. No. 78 (1). P. 84–93. DOI 10.1177/10776958221149577
Рецензия
Для цитирования:
Мухина О.С., Олешко В.Ф. Прагматика искусственного интеллекта: медиафрилансеры меняют подход к рерайту. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(6):32-43. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-32-43
For citation:
Mukhina O.S., Oleshko V.F. Pragmatics of Artificial Intelligence: Freelance Journalists Re shape the Approach to Rewriting. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(6):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-32-43