Признаки экспертности телевизионного медиатекста (на примере региональных новостных телевизионных программ Юга России)
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-110-120
Аннотация
Рассматривается категория экспертности как одна из важнейших характеристик современного телевизионного медиатекста, его семантической и формальной организации. Предлагается объяснение признаков экспертности на примере сюжетов новостных и информационно-аналитических (так называемых итоговых) региональных телевизионных программ Юга России. Авторы указывают такие признаки экспертности, как информационная плотность текста, наличие нового знания, максимальная нейтральность, присутствие элементов дискуссионности, разработанная экспозиция проблемы или события. Для категории экспертности характерны также: новизна фактов и аргументов, привлечение экспертов, идиостиль журналиста, а также отстройка от институциональной коммуникации (повестка власти и бизнеса не довлеет над журналистской повесткой). Авторы определяют экспертность как достаточно сложное понятие балансировки между «знаточеским» и фоновым уровнем представления проблемы, факта, явления, перспективы. Последние при этом передаются зрителям благодаря «хорошо осведомленному гражданину», тип которого очень часто воплощен в самом журналисте.
Об авторах
Ю. М. ЕршовБеларусь
Юрий Михайлович Ершов, доктор филологических наук, профессор
Scopus Author ID 57202302423
WoS Researcher ID N-9151-2014
RSCI Author ID 171744
Севастополь
Е. Б. Громова
Россия
Екатерина Борисовна Громова, кандидат филологических наук
RSCI Author ID 990421
Севастополь
Список литературы
1. Боно Э. де. Латеральное мышление: Учебник. Минск: Попурри, 2012. 62 с.
2. Горохов М. Ю. Критерии экспертности в журналистике // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 2. С. 104–107.
3. Зайцева Т. Б. Медийные стратегии экспертности // LIBRI MAGISTRI. 2021. № 4. С. 149–162.
4. Иванова М. М. Экспертность как качество современного медиаспециалиста // INTERLINGUA-2023: Сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. Липецк, 2023. С. 79–87.
5. Каминская Т. Л. Коммуникативные роли политических экспертов в медийной повестке ин- формационного пространства // Коммуникативные исследования. 2023а. № 10 (2). С. 303–306.
6. Каминская Т. Л. Слово «эксперт» в российском медиадискурсе: семантика и прагматика в условиях неопределенности // Мир русского слова. 2023б. Т. 2. С. 4–10.
7. Каминская Т. Л. Экспертный медиаконтент как социальный ориентир // Медиалингвистика: Материалы докладов участников VII Междунар. конф. СПб.: Медиапапир, 2023в. С. 417–421.
8. Каминская Т. Л., Ерохина О. В. Экспертный медиаконтент: создание и использование в современных медиа // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. № 12 (1). С. 24–40.
9. МакКуэйл Д. Журналистика и общество: Учебник для журналистов: Пер. с англ. 2-е изд. М.: МедиаМир: Фак. журн. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2014. 364 с.
10. Маслов А. С. Феномен снижения уровня доверия к СМИ: тенденции и минимизация угроз // Учен. зап. Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2020. № 7 (32). С. 1–4.
11. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. 3-е изд. М.: ЛКИ, 2008. 416 с.
12. Троцук И. В. Отрицание экспертности как методическая проблема // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 29. С. 155–171.
13. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве / Пер. с нем. М. Ю. Кореневой; под ред. А. Г. Наследникова. 2-е изд., испр. СПб.: Андрей Наследников, 2013. 248 с.
14. Хвостунова О. И. Эксперты как субъект политического дискурса в СМИ: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 385 с.
15. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2006. 254 с.
16. Широнина Е. М. Обзор подходов и методов идентификации экспертов в организационных исследованиях // Вестник университета. 2022. № 10. С. 57–65.
17. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резника. СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.
18. Schütz Alfr. The Well-Informed Citizen: An Essay on the Social Distribution of Knowledge // So- cial Research. 1946. No. 13. P. 463–478.
Рецензия
Для цитирования:
Ершов Ю.М., Громова Е.Б. Признаки экспертности телевизионного медиатекста (на примере региональных новостных телевизионных программ Юга России). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(6):110-120. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-110-120
For citation:
Ershov Y.M., Gromova E.B. The Signs of Expertness in the Television Media Texts (In the Regional News Programs of the Russian’s South). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(6):110-120. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-6-110-120






































