Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

«Записки художника» как форма литературной и живописной саморефлексии в романе Л. Ржевского «Дина»

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-9-117-126

Аннотация

Исследуется сюжет письма в романе Л. Ржевского «Дина» (1979) как литературная и живописная саморефлексия героя, отраженная в его «Записках художника». Выявляются функции ведения записок: самопознание  и познание другого, преодоление одиночества и движение к литературному творчеству, рефлексия собственных картин и замыслов (автоэкфрасисы). Показано, что в творческой коллизии героя наиболее значима главная, незавершенная картина – «Победительница» – выражение мирообраза, ощущения целостности мироздания. Нереализованность замыслов частично компенсируют записки, в которых зафиксированы разные варианты незаконченной картины. Делается вывод, что роман является выражением авторской эстетической позиции: утверждение реализма ХХ в., возвращающегося к духовной вертикали и осознающего бесконечность бытия, в котором человек не «победитель».

Об авторе

И. И. Назаренко
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Иван Иванович Назаренко, кандидат филологических наук

RSCI Author ID 1208794

Томск



Список литературы

1. Агеносов В. В. «Показавшему нам свет...»: Леонид Ржевский (Суражевский) // Вестник РАЕН. 2015. Т. 15, № 4. С. 104–110.

2. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М.: «МИК», 2002. С. 5–22.

3. Геллер Л. Экфрасис, или Обнажение приема. Несколько вопросов и тезис // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сб. ст. М.: НЛО, 2013. С. 44–60.

4. Захаров В. Н. Система жанров Достоевского (типология и поэтика). Л.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 1985. 209 с.

5. Коновалов А. А. Творческий путь Л. Д. Ржевского (Суражевского): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 329 с.

6. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: ИЗОГИЗ, 1933. 204 с.

7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. 1600 стб.

8. Перрюшо А. Сезанн. М.: Молодая гвардия, 1966. 368 с.

9. Рубинс М. «Пластическая радость красоты»: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Академический проект, 2003. 357 с.

10. Савкина И. Л. Записки как «деперсонализированный дневник»: документально-художест- венный потенциал жанра // Вопросы литературы. 2013. № 1. URL: https://voplit.ru/article/zapiski-kak-depersonalizirovannyj-dnevnik-dokumentalno-hudozhestvennyj-potentsial-zhanra/ (дата обращения 16.01.2025).

11. Скрипник А. В. Специфика жанра «Записок» в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя и «Сильфиде» В. Ф. Одоевского // Вестник Том. гос. ун-та. 2008. № 306. С. 15–17. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. 254 с.


Рецензия

Для цитирования:


Назаренко И.И. «Записки художника» как форма литературной и живописной саморефлексии в романе Л. Ржевского «Дина». Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(9):117-126. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-9-117-126

For citation:


Nazarenko I.I. “Artist’s Notes” as a Form of Literary and Pictorial Self-Reflection in L. Rzhevsky’s Novel “Dina”. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(9):117-126. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-9-117-126

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)