Орнаментированная булава - ударное оружие и символ власти военачальника у кыргызов Тянь-Шаня
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-3-137-145
Аннотация
Об авторах
Ю. С. ХудяковРоссия
К. Т. Акматов
Россия
Список литературы
1. Абрамзон С. М. Черты военной организации и техники у киргизов (по историко-этнографическим данным и материалам эпоса «Манас») // Тр. Ин-та языка, литературы и истории Киргизского филиала АН СССР. Фрунзе, 1944. Вып. 1. С. 167-180
2. Абрамзон С. М. Этнографический альбом художника П. М. Кошарова (1857 г.) // Сборник музея антропологии и этнографии. Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 15. С. 148-167
3. Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк // Бартольд В. В. Соч. М.: Вост. лит., 1963. Т. 2, ч. 1. С. 471-543
4. Бейбутова Р. А. К истории названий оружия киргизского воина в эпосе «Манас» // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. С. 125-137
5. Валиханов Ч. Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль в 1856 г. // Валиханов Ч. Ч. Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата: Гл. ред. Казах. сов. энциклопедии, 1984. Т. 1. С. 306-357
6. Горелик М. В. Оружие Древнего Востока (IV тысячелетие - IV в. до н. э.). М.: Наука, 1993. 349 с
7. История Киргизской ССР. Фрунзе: Кыргызстан, 1968. Т. 1. 708 c
8. История Киргизской ССР. С древнейших времен до середины XIX в. Фрунзе: Кыргызстан, 1984. Т. 1. 798 c
9. Камышев А. М. Оружие ближнего боя с городища Кара-Джигач // Военное дело народов Сибирии Центральной Азии. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. Вып. 1. С. 83-85
10. Кыргызы: источники, история, этнография. Бишкек: Изд-во «Шам», 1996. 524 c
11. Липец Р. С. Образы батыраи его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 263 с
12. Манас. Киргизский героический эпос. М.: Наука, 1988. Кн. 2. 689 с
13. Манас. Великий поход. Кыргызский эпос. 2-е изд. Бишкек: Изд-во «Шам», 1994. 404 с
14. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане (этапы этнической и политической истории кыргызского народа во второй половине IX - сер. XVIII в.). Бишкек: Кыргыз.-Тур. ун-т «Манас», 2010. 280 с
15. Молдобаев И. Б. Эпос «Жаныш и Байыш» как историко-этнографический источник. Фрунзе: Илим, 1983. 169 с
16. Молдобаев И. Б. Эпос «Манас» как источник изучения духовной культуры киргизского народа. Фрунзе: Илим, 1989. 152 с
17. Мусаев С. Эпос «Манас». Научно-популярный очерк. Фрунзе: Илим, 1979. 205 с
18. Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с
19. Садыков А. Героические мотивы в эпосе «Манас». Фрунзе: Илим, 1982. 135 с
20. Семенов П. П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах. М.: Гос. изд-во географ. лит., 1946. 256 с
21. Симаков Г. Н. Народные развлечения и военное воспитание у киргизов // Этнографические аспекты традиционной военной организации народов Кавказа и Средней Азии. М.: Ин-т этнографии АН СССР, 1990. Вып. 2. С. 48-74
22. Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до Средневековья. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003. 224 с
23. Худяков Ю. С., Борисенко А. Ю. Железные булавы из Чуйской и Таласской долин Кыргызстана (из коллекций музеев «Манас-Ордо» и «Раритет») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 3: Археология и этнография. С. 76-82
24. Худяков Ю. С., Борисенко А. Ю., Орозбекова Ж. Символика копий, бунчуков и знамен в традиционной культуре кыргызов Тянь-Шаня и Алая // ЭО. 2016. № 3. С. 162-179
Рецензия
Для цитирования:
Худяков Ю.С., Акматов К.Т. Орнаментированная булава - ударное оружие и символ власти военачальника у кыргызов Тянь-Шаня. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019;18(3):137-145. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-3-137-145
For citation:
Khudyakov Y.S., Akmatov K.T. Ornamental Mace as a Strike Weapon and Symbol of Powerof a Military Commander of the Tian Shan Kyrgyz. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2019;18(3):137-145. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-3-137-145