Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Образ ящерицы в фольклоре и обрядности хакасов (конец XIX - середина XX века)

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-5-166-177

Аннотация

Впервые представлена характеристика образа ящерицы в традиционной культуре хакасов. Основу исследования составили фольклорные и этнографические источники. Используемые в работе фольклорные материалы - отрывки из героических сказаний ( алыптығ нымахтар ), сведения по обозначенной теме, собранные краеведом С. Е. Карачаковым, в авторском переводе на русский язык впервые вводятся в научный оборот. Дан анализ места и роли образа ящерицы в устном народном творчестве и обрядовой практике. В мифологическом сознании хакасов эта рептилия наделяется противоречивыми характеристиками, она устойчиво связывается с хтоническим миром и отождествляется с такими природными объектами и стихиями, как гора / скала, вода. Указанная мифологическая фигура осуществляла покровительствующие, защитные и лечебные функции по отношению к домашним животным и людям. Образ ящерицы играл важную роль в мифоритуальном комплексе хакасских шаманов, где она выступала в качестве одного из важнейших духов-помощников при мистериях. В связи с этим ее символическое изображение было широко представлено на шаманских бубнах.

Об авторе

В. А. Бурнаков
Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия


Список литературы

1. Бажов П. П. Медной горы Хозяйка. Уральские сказы. М.: Речь, 2016. 144 с.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1996. 224 с.

3. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2008. 376 с.

4. Вербицкий В. И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань: Тип. лит. В. М. Ключникова, 1884. 494 с.

5. Дыренкова Н. П. Атрибуты шаманов у турецко-монгольских народов Сибири // Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012а. С. 277-339.

6. Дыренкова Н. П. Вода, горы и лес по воззрениям турецких племен Алтайско-Саянского на горья // Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012б. С. 131-188.

7. Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. М.; Л.: Наука, 1955. Т. 16. С. 165-264.

8. Катанов Н. (священник). Шаманский бубен и его значение // ЕЕВ. 1889. № 6. С. 112-114.

9. Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (образцы на родной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.

10. Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-Литография Импер. Казан. ун-та, 1897. 104 с.

11. Потапов Л. П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. Л.: Наука, 1981. Т. 36. С. 125-

12. Сагояков Н. Н. Хакасские мифы. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2010. 134 с.

13. Трояков П. А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. Абакан [б. и.], 1991. 326 с.

14. Тыжнов П. Призывание духов камами при нагорном жертвоприношении минусинских инородцев. Шаманство камов над больным. Тур или бубен. Арба. Шаманская одежда (конролыг тон). Шапка шамана (чалынмалалых пюрих) // ЕЕВ. 1902. № 11-12. С. 338-344.

15. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1987. Т. 4. 864 с.

16. Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. Новосибирск: Наука, 1997. 479 с. (на хак. и рус. яз.)

17. Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.

18. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. Абакан: Бригантина, 2015. 170 с.

19. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 212 с.

20. Ай Мирген. Героическое сказание, записанное от П. И. Сулекова. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1959. 135 с. (на хак. яз.)

21. Ай Хууҷын // Алтын Арығ. Алыптыг нымыхтар. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. С. 318-420. (на хак. яз.)

22. Албынҷi (алыптығ нымах) // Алыптығ нымахтар. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1951. С. 13-98. (на хак. яз.)

23. Ах Хан на бело-буланом коне. Ах пора аттыг алып Ах Хан. Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2007. 276 с. (на хак. яз.)

24. Курбижекова А. В. Сибен Арыг (героическое сказание). Абакан: Хак. кн. изд-во, 2011. 324 с. (на хак. яз.)

25. Хан позырах аттығ Хан Мирген // Хан Мирген. Абакан: Красноярск. кн. изд-вo, 1969. С. 9-114. (на хак. яз.)

26. Чылан паза килескi // Карачаков С. Е. Чонымға ӧдiзiм айландырчам (Возвращаю свой долг). Абакан: Хак. кн. изд-во, 2004. С. 36.


Рецензия

Для цитирования:


Бурнаков В.А. Образ ящерицы в фольклоре и обрядности хакасов (конец XIX - середина XX века). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019;18(5):166-177. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-5-166-177

For citation:


Burnakov V.A. The Image of a Lizard in Folklore and Rituals of the Khakass (Late 19th - Mid 20th Century). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2019;18(5):166-177. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-5-166-177

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)