Preview

Vestnik NSU. Series: History and Philology

Advanced search

Evil Spirits as Viewed by the Tuvans

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-3-134-146

Abstract

Purpose. The article is devoted to the classification of demonological images in the views of the Tuvans based on the materials gathered during field studies. The mythology associated with evil spirits is subject to transformation. It is a dynamic, ever-changing process. Therefore, the publication of new field materials on this topic will help to clarify the existing ideas about the mythology of the Tuvan ethnos and its evolution. Results. The work gives a general description of evil spirits and their habitats, as well as functional and semantic char-acteristics, which are reflected in ritual practices and popular knowledge. For the Tuvans, most places inhabited by evil spirits are ambivalent, that is, sacred and forbidden at the same time, as well as transboundary. The results of our studies show that certain places are considered by the Tuvans as sacred due to their ideas about the strength of the earth itself, as well as their beliefs about the existence of spirit masters of the area. Conclusion. In general, the study revealed common and specific features in the anthropology of space, its development, taking into account the management of the economy and the traditional way of life of the Tuvans.

About the Authors

A. O. Bazyrchap
Tuvan Scientific Center
Russian Federation


A. A. Kongu
Tuvan Scientific Center
Russian Federation


References

1. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX в. Новосибирск: Наука, 1975. 199 с.

2. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 317 с.

3. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. 233 с.

4. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1924. 147 с.

5. Большой академический монгольско-русский словарь. М.: Academia, 2001. Т. 1. 437 с.

6. Бурнаков В. А. Духи среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 208 с.

7. Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан, Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2005. 196 с.

8. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографический очерк. М.: Вост. лит., 1961. 218 с.

9. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 294 с.

10. Вчерашняя И. А. Тувинские народные сказки: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: [б. и.], 1955. 16 с.

11. Диксон О. Шаманские карты путешествия души и картография запредельных пространств. Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Атлас-путеводитель. М.: Вели- гор, 2018. 416 с.

12. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 676 с.

13. Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: Наука, 1975. 164 с.

14. Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 268-291.

15. Дьяконова В. П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири: вторая половина XIX - начало ХХ в. Л.: Наука, 1979. 227 с.

16. Дьяконова В. П. Предметы к лечебной функции шаманов Тувы и Алтая // Сб. МАЭ. Л.: Изд-во МАЭ РАН, 1981а. Т. 37. С. 138-152.

17. Дьяконова В. П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX - начала XX в.). Л.: Наука, 1981б. С. 129-164.

18. Дыренкова Н. П. Албасты в религиозных представлениях и фольклоре турецких племен // Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2012. С. 230-244.

19. Каралькин П. И. Жилище в Западной Туве // Тр. ТКЭАН 1957-1958 гг. М.; Л.: 1960. Т. 1. С. 267-283.

20. Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н. Ф. Катановым // Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым. СПб.: [б. и.], 1907. Ч. 9. 658 с.

21. Кенин-Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск: Наука, 1987. 162 с.

22. Кенин-Лопсан М. Б. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл: Новости Тувы, 1995. 528 с.

23. Кенин-Лопсан М. Б. Мифы тувинских шаманов. Тыва хаманарнын торулгалары. Кызыл: Новости Тувы, 2002. 543 с.

24. Кон Ф. Я. Путешествие в Сойотию. М.: Изд-во Всесоюз. Об-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев 1932-1934, 1934. 293 с.

25. Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. Историко-этнографические аспекты тувинского фольклора. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2001. 462 с.

26. Монгуш М. В. Индийская мозаика (часть третья) // Новые исследования Тувы. 2010. № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue 7/2147-mongush.html

27. Монгуш Ч. В. Обряды как отражение традиционных верований тувинцев и хакасов в XIX-XX вв.: Дис. … канд. ист. наук. Абакан: [б. и.], 2005. 202 c.

28. Пименова К. В. Представления о злых духах, порче и обряды очищения у современных тувинских шаманов // ЭО. 2007. № 4. С. 86-100.

29. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношением сего последнего к народу. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887. 492 с.

30. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб.: Тип. И. К. Безобразова, 1881. Вып. 4. 425 с.

31. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с.

32. Потапов Л. П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978. 226 с.

33. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.

34. Серенот С. К. Демонология в тувинском народном целительстве. М.: Велигор, 2009. 69 c.

35. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Изд-во полит. лит., 1989. 576 с.

36. Токарев С. А. Проблемы периодизации истории религии // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1976. Вып. 20: Актуальные проблемы истории атеизма и религии. С. 62-87.

37. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 407 с.

38. Яимова Н. А. Табуированная лексика и эвфемизмы в алтайском языке. Горно-Алтайск: [б. и.], 1990. 167 с.

39. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минунсинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 357 с.

40. Manchen-Helfen O. Journey to Tuva. An Eye - Witness Account of Tannu-Tuva in 1929. Translated and annotated by Alan Leighton. Los Angeles, Ethnographic Press University of Southern California, 1992, iss. 24, 191 p.

41. Stepanoff Ch. Chamanisme et transformation sociala Touva. Etudes Mongoles, Siberiennes, Centrasiatiques et Tibetaines, 2004, vol. 35, p. 155-183.

42. Zorbas K. Healing interactions between shamans and clients (Kyzyl, Republic of Tuva). University of Cambridge, 2019. URL: http://www.spri.cam.ac.uk/research/projects/shamanichealing/ (дата обращения 11.03.2019).


Review

For citations:


Bazyrchap A.O., Kongu A.A. Evil Spirits as Viewed by the Tuvans. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2020;19(3):134-146. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-3-134-146

Views: 537


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)