Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Возрождение практики поэтической декламации в современном Китае на примере поэтической группы Фэньчуньгуань (г. Гуанчжоу)

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-4-145-157

Аннотация

Статья посвящена описанию современной практики поэтической декламации (озвучивания стихотворных текстов) в одном из литературных сообществ г. Гуанчжоу, среди поэтов, ассоциирующих себя с традицией группы Фэньчуньгуань (分春馆词群 Фэньчуньгуань цыцюнь). Члены объединения - авторы и исполнители поэзии старого образца. Они принимают активное участие в общекитайском движении за возрождение традиционной декламации, широко практиковавшейся вплоть до первых десятилетий XX в. В статье подробно описывается генеалогия «южной школы» презентации текстов, соотносимая с Фэньчуньгуань, и анализируется то, каким образом авторы и исполнители апеллируют к традиционной практике озвучивания поэзии для конструирования и поддержания особой идентичности. Пример практики группы Фэньчуньгуань позволяет проследить некоторые особенности использования декламации (устного представления) для продвижения поэзии в традиционных формах (письменных текстов) и тем самым расширить наше знание о функционировании дихотомии "письменное - устное" в китайской традиции.

Об авторе

Ю. А. Дрейзис
Московский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Denton K. A., Hockx M. Introduction // Literary Societies of Republican China / eds. K. A. Denton, M. Hockx. Lanham: Lexington Books, 2008. P. 1-15.

2. Faure D. Becoming Cantonese, the Ming Dynasty Transition // Unity and Diversity: Local Cultures and Identities in China / eds. Tao Tao Liu, D. Faure. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1996. P. 37-51.

3. Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition / eds. E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge: Cambridge University Press , 1992. P. 1-15. (на англ. яз.)

4. Lam Lap. The Revival of Classical-Style Poetry Writing: A Field Study of Poetry Society in Guangzhou // Chinese Literature: Essays, Articles and Reviews (CLEAR), 2007, vol. 29. P. 105-128.

5. Lam Lap. Cultural Identity and Vocal Expression: The Southern School Tradition of Poetry Chanting in Contemporary Guangzhou // Chinese Literature: Essays, Articles and Reviews (CLEAR), 2010, vol. 32. P. 23-52.

6. Liu J. Y. The Art of Chinese Poetry. London: Routledge & Kegan Paul, 1962. 171 p.

7. Mair V. H. What Is a Chinese “Dialect/Topolect”? Reflections on Some Key Sino-English Linguistic Terms // Sino-Platonic Papers, 1991, vol. 29. P. 1-31.

8. Miles S. B. The Sea of Learning: Mobility and Identity in Nineteenth-Century Guangzhou. Cambridge, Mass.: Harvard University Asia Center, 2006. 450 p.

9. Schmidt J. D. The Field of Modern Lyric Classicism // Frontiers of Literary Studies in China, 2015, vol. 9 (4). P. 515-524.

10. Sun Zhimei. From Poetic Revolution to the Southern Society: The Birth of Classicist Poetry in Modern China // Frontiers of Literary Studies in China, 2018, vol. 12 (2). P. 299-323.

11. Wu Shengqing. Contested Fengya: Classical-Style Poetry Clubs in Early Republican China // Literary Societies of Republican China / ed. K. A. Denton, M. Hockx. Lanham: Lexington Books, 2008. P. 15-46.

12. Yang Zhiyi. Classical Poetry in Modern Politics: Liu Yazi’s PR Campaign for Mao Zedong // Asian and African Studies, 2013, vol. 22 (2). P. 208-226.

13. Yang Zhiyi. The Modernity of the Ancient-Style Verse // Frontiers of Literary Studies in China, 2015, vol. 9 (4). P. 551-580.

14. Yang Zhiyi. Ma Dayong. Classicism 2.0: The Vitality of Classicist Poetry Online in Contemporary China // Frontiers of Literary Studies in China, 2018, vol. 12 (3). P. 526-557.

15. Ван Ли. Шицы гэлюй [诗词格律]. Метрика стиха. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1985. 166 с. (на кит. яз.)

16. Гуюнь люфэн [古韵流风]. Традиции древней поэзии. Гуанчжоу: Гуанчжоу ши вэньлянь, 2005. DVD-ROM. (на кит. яз.)

17. Е Цзяин. Тань гудянь шигэ чжун синфа ганьдун чжи тэчжи юй иньсун чжи чуаньтун [谈古典诗歌中兴发感动之特质与吟诵之传统]. О характерных чертах эмоционального воздействия и традиции декламации классической поэзии // Чжунвай вэньсюэ. 1993. № 21 (11). С. 17-35. (на кит. яз.)

18. Лю Синхуэй. Цзиньдай шичжун шэ таньцзэ [近代诗钟社探赜]. Проникая в тайны современных обществ шичжун // Чжунго юньвэнь сюэбао. 2007. № 21.1. С. 22-26. (на кит. яз.)

19. Лю Сыхань. Хайсяо цы цзяньчжу [海绡词笺注]. Комментарии к сборнику Хайсяо цы. Шанхай: Шанхай гуцзи, 2001. 535 с. (на кит. яз.)

20. Люй Цзюнькай. Шицы иньчан юй наньпай чанцян [诗词吟唱与南派唱腔]. Поэтическая декламация и манера южной школы // Линнань вэньши. 2002. № 1. С. 43-44. (на кит. яз.)

21. Фан Баочжан. Циндай чжи миньго шици Минь Тай шичжун [清代至民国时期闽台诗钟]. Практика шичжун в Фуцзяни и на Тайване в эпоху Цин и в период Китайской республики // Фуцзянь шифань дасюэ сюэбао. 2002. № 1. C. 90-95. (на кит. яз.)

22. Фэньчуньгуань цы [分春馆词]. Цы из Фэньчуньгуаня / ред. Чжу Юнчжай. Гуанчжоу: Гуанчжоу шишэ, 2001. 102 c. (на кит. яз.)

23. Хуан Найцзян. Тайвань шичжун яньцзю [台湾诗钟研究]. Исследования практики шичжун на Тайване. Шанхай: Фудань дасюэ чубаньшэ, 2009. 302 с. (на кит. яз.)

24. Хэ Цзитан. Гуанчжоу шичжуншэ шилин [广州诗钟社拾零]. Краткие заметки об обществах шичжун в Гуанчжоу // Гуанчжоу вэньши цзыляо, 1980. № 19. C. 146-155. (на кит. яз.)

25. Цинь Дэсян. 20 шицзи иньсун иньюэ дэ шаньбянь [20世纪吟诵音乐的嬗变]. Эволюция декламационных мелодий в XX веке // Тяньцзинь иньюэ сюэюань сюэбао. 2004. № 3. С. 69-76. (на кит. яз.)

26. Цюань Сун цы (ЦСЦ) [全宋词]. Полное собрание сунских цы / ред. Тан Гуйчжан. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1995. 5141 c. (на кит. яз.)

27. Чжу Цзыцин. Лунь ланду [论朗读]. О чтении // Чжу Цзыцин цюаньцзи [朱自清全集]. Полное собрание сочинений Чжу Цзыцина / ред. Чжу Цзыцин, Чжу Цяосэнь. Нанкин: Цзянсу цзяоюй, 1988. Т. 2. С. 53-62. (на кит. яз.)

28. Чжу Юнчжай. Фэньчуньгуань цыхуа [分春馆词话]. Замечания о цы из Фэньчуньгуаня. Гуанчжоу: Гуанчжоу жэньминь чубаньшэ, 1989. 203 c. (на кит. яз.)

29. Чэн Мэйбао. Диюй вэньхуа юй гоцзя жэньтун: вань Цин илай Гуандун вэньхуа гуань дэ синчэн [地域文化与国家认同: 晚清以来「广东文化」观的形成]. Локальная культура и государственное признание: формирование представления о «гуандунской культуре» с эпохи поздней Цин. Пекин: Саньлянь шудянь, 2006. 365 c. (на кит. яз.)

30. Чэнь Ли. Чэнь Дуншу сяньшэн шицы [陈东塾先生诗词]. Стихи господина Чэнь Дуншу. Гонконг: Чунвэнь шудянь, 1972. 174 c. (на кит. яз.)

31. Чэнь Цзяньин. Чжу Юнчжай цзяцзу [朱庸斋家族]. Семья Чжу Юнчжая // Наньфан души бао. 31 августа, 2007. № 35 (150). C. 2-7. (на кит. яз.)

32. Чэнь Шаосун. Гу ши цы вэнь иньсун [古诗词文吟诵]. Декламация древних поэтических и прозаических текстов. Пекин: Шэхуэй кэсюэ вэньсянь, 1999. 363 с. (на кит. яз.)

33. Ян Чжицин, Мэй Сюэшэн. Цзай лунь шицы чуанцзо буи цюйсяо жушэнцзы [再论诗词创作不宜取消入声字]. Еще раз о недопустимости исключения входящего тона из поэтического творчества // Шицы бань. 2007. № 5. С. 126-128. (на кит. яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Дрейзис Ю.А. Возрождение практики поэтической декламации в современном Китае на примере поэтической группы Фэньчуньгуань (г. Гуанчжоу). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(4):145-157. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-4-145-157

For citation:


Dreyzis Y.A. The Revival of Poetry Declamation in Contemporary China: The Case of Fenchunguan Poetry Group (Guangzhou). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(4):145-157. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-4-145-157

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)