Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920–1990-х годов)
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95
Аннотация
Проводится анализ изображений атрибутов детей в иллюстрациях детских журналов советской эпохи в контексте трех периодов: период экспериментов (1920–1930 гг.), военно-спортивный (конец 1930 – середина 1950 гг.) и семейный (середина 1950 – конец 1980 гг.). Атрибут ребенка в данном случае рассматривается не только как некий предмет, который сопровождает его на изображении, но и шире – как символ ребенка, характеризующий отношение к детству в определенных социальных, культурных и политических условиях. Актуальность определяется высоким интересом к визуальной детской культуре в настоящее время, в частности к исследованиям детских СМИ. Новизна исследования заключается в соотнесении визуальной репрезентации детских атрибутов с культурным содержанием детства определенной эпохи. Предложено культурно-семантическое и социально-психологическое объяснение визуальной составляющей детской иллюстрированной периодики.
Об авторе
М. А. СазоненкоРоссия
аспирант, факультет коммуникаций, медиа и дизайна,
Москва
Список литературы
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 415 с.
2. Веселые человечки. Культурные герои советского детства: Сб. ст. / Сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 536 с.
3. Келли К. Роскошь или первая необходимость? Продажа и покупка товаров для детей в России в постсталинскую эпоху // Теория моды. 2008. Вып. 8. С. 141–185.
4. Кукулин И. Периодика для ИТР: советские научно-популярные журналы и моделирование интересов позднесоветской научно-технической интеллигенции // Новое литературное обозрение. 2017. № 145. С. 61‒85.
5. Мазин В. Жак Лакан в современном искусстве: В 3 ч. [видеозапись лекции В. Мазина] // YouTube. 2013. 30 сент. URL: https://www.youtube.com/watch?v=OnN0eOThO20.
6. Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения. М.: Наука, 1988. 430 с.
7. Сазоненко М. А. Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов (1920‒1980 годы) // Художественная культура. 2020. Вып. 1. С. 393– 412.
8. Сальникова А. Безглазая кукла и папин револьвер: ребенок в вещно-предметном мире раннесоветской эпохи // Теория моды. 2008. Вып. 8. С. 119–135.
9. Фатеев А. В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР. М.: МАКС Пресс, 2007. 352 с.
10. Штейнер Е. С. Что такое хорошо. Идеология и искусство в раннесоветской детской книге. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 384 с.
11. Яковлева Т. А. Понятие «переходный объект» как когнитивный инструмент культурологи // Вестник Челяб. гос. академии культуры и искусств. 2016. Т. 1 (45). C. 96–101.
Рецензия
Для цитирования:
Сазоненко М.А. Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920–1990-х годов). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(6):85-95. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95
For citation:
Sazonenko M.A. Attributes of Soviet Childhood: History of Transformation (On the Example of Illustrative Material Children’s Magazines 1920–1990s). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(6):85-95. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95