Особенности репрезентации фейковой информации в аудиовизуальном медиаконтенте
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-237-246
Аннотация
Проблема идентификации фейков в аудиовизуальном секторе медиа сегодня особенно актуальна в силу увеличения интереса аудитории к видеоинформации в ситуации неопределенности, сформированной пандемией. В исследовании предпринимается попытка дать многоаспектный анализ такого явления, как видеофейк. Определяются две модели формирования аудиовизуальных фейков – синхронная и асинхронная. На основе изучения современного медиаконтента устанавливаются наиболее частотные типы видеофейков по таким параметрам, как степень искажения информации, степень достоверности источника, особенности искажения пространственно-временных характеристик. Выявляются признаки медиатекста, свидетельствующие о возможном фейковом характере произведения в аудиовизуальных СМИ. Анализируется такое явление, как дипфейк.
Об авторе
А. М. ШестеринаРоссия
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации факультета журналистики,
Воронеж
Список литературы
1. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: ИД «Вильямс», 2005. 288 с.
2. Брусенская Л. А., Куликова Э. Г. Фейк как элемент манипулирования общественным сознанием // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. С. 101–112.
3. Векленко П. В. Социальный конфликт в эпоху фейк-ньюз // Конфликтология и конфликты в современном мире. Омск, 2018. С. 23–26.
4. Зуйкина К. Л., Соколова Д. В. Специфика контента российских фейковых новостей в интернете и на телевидении // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2019. № 4. С. 3–22.
5. Ильченко С. Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде // Гуманитарный вектор. 2015. № 3 (43). С. 98–101.
6. Ильченко С. Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности // Медиаскоп. 2016. № 4. С. 24.
7. Ильченко С. Н. Исторический факт в журналистике: как обнаружить фейк // Современные СМИ в контексте информационных технологий: Сб. науч. ст. СПб., 2017. С. 154–158.
8. Ильченко С. Н. Фейк как антиисточник информации: риск для профессиональных стандартов журналистики // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 5. С. 70–76.
9. Ильченко С. Н. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. СПб.: Питер, 2019. 320 с.
10. Кошкарова Н. Н., Бойко Е. С. Фейк, я тебя знаю: лингвистические механизмы распознавания ложной информации // Политическая лингвистика. 2020. № 2 (80). С. 77–82.
11. Ларкина Е. В. Новость, слух и фейк-ньюз в новостных программах телеканалов (на материалах региональных СМИ) // Синтез науки и образования как механизм перехода к постиндустриальному обществу: Сб. ст. Уфа, 2020. С. 172–177.
12. Лебедева И. В. Фейк как социокультурное явление современного общества // Гуманитарные исследования. 2013. № 2 (46). С. 157–165.
13. Негров Е. О. Фейк как системообразующий признак политического дискурса: трансформация основных трансляторов // Политика постправды в современном мире: Сб. ст. СПб., 2017. С. 151–154.
14. Орешко М. Н. Феномен фейк-новостей в современной информационной войне // Инновационная наука. 2019. № 1. С. 140–142.
15. Панченко Н. Н. Фейк-новость в аспекте достоверности // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2013. Т. 8, № 1. С. 164–169.
16. Пономарев Н. Ф. Фейковые новости в информационной войне // Филология в XXI веке. 2019. № 2 (4). С. 54–64.
17. Потапова Н. А. Фейк как антикультурное и антисоциальное явление // Материалы научной сессии: Сб. ст. Волгоград, 2017. С. 201–206.
18. Распопова Е. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: информационная мистификация. М.: Аспект Пресс, 2018. 112 с.
19. Стернин И. А., Шестерина А. М. Маркеры фейка в медиатекстах. Воронеж: Ритм, 2020. 36 с.
20. Шестак Л. А. Политическая лингвистика: фрейм-события и фейк-ньюз // Cross-Cultaral Studies: Education and Science. 2017. № 3. C. 194–199.
21. Шестерина А. М. Трансформация аудиовизуального сектора медиа в кризисный период // Homo Cyberus. 2020. № 1 (8). URL: http://journal.homocyberus.ru/Shesterina_AM_1_2020 (дата обращения 25.12.2020).
22. Allcott H., Gentzkow М. Social Media and Fake News in The 2016 Election. Journal of Economic Perspectives, 2017, no. 31 (2), p. 211–236.
23. Ball-Rokeach S. J., DeFleur M. L. A dependency model of mass-media effects. Communication Research, 1976, no. 1, p. 3–21.
Рецензия
Для цитирования:
Шестерина А.М. Особенности репрезентации фейковой информации в аудиовизуальном медиаконтенте. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(6):237-246. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-237-246
For citation:
Shesterina A.M. Specificity of Representation of Fake Information in Audiovisual Media Content. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(6):237-246. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-237-246