Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Лингвовизуальная прагматика выносных элементов англоязычных интернет-медиатекстов

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262

Аннотация

На сегодняшний день изучение прагматики медиатекстов является одним из приоритетных направлений в медиалингвистике. Прагматический потенциал медиатекста реализуется посредством симбиоза его вербального, невербального и мультимедийного компонентов, которые в равной степени способны оказывать мощное воздействие на массовое сознание. В статье описывается лингвовизуальная прагматика так называемых «выносных» элементов англоязычных интернет-медиатекстов, которые до настоящего момента не становились предметом исследования ученых. Доказано, что выносные элементы, являясь неотъемлемым атрибутом современного текста СМИ, выполняют ряд функций, главными из которых являются информативная, аттрактивная, воздействующая, интегративная и идеологическая. Комплексное исследование сущности данного явления с учетом его актуализации на структурном и содержательном уровнях представляется необходимым и релевантным для медиалингвистики на современном этапе ее развития. 

Об авторах

Е. Н. Ермолаева
Кемеровский государственный университет
Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии, 

Кемерово



Н. В. Потапова
Кемеровский государственный университет
Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры романогерманской филологии, 

Кемерово



Список литературы

1. Андрианова К. В., Фаткуллина Ф. Г. Медиатекст как фактор формирования массового сознания (на примере телевизионной передачи М. Шевченко «В контексте» «Судите сами») // Вестник Башкир. ун-та. 2012. Т. 17, № 3 (1). С. 1476–1478.

2. Боброва Л. Г. Прагматика сетевого информационного текста (на материале английского языка): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. 170 с.

3. Болотнова Н. С. Отражение медийных коммуникативных универсалий в медиатекстах разных жанров // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1. С. 149–160.

4. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2006. Вып. 20. С. 180–189.

5. Выровцева Е. В., Симакова С. И. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 6: Журналистика. С. 104–114.

6. Голев Н. Д., Ким Л. Г. Вариативно-интерпретационное функционирование текста (к вопросу о расширении границ лингвистической вариантологии) // Вестник Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2009. № 27 (165), вып. 34. С. 12–20.

7. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005. 288 с.

8. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М., 2020. 180 с.

9. Домбровская А. Ю. Социокультурные функции медиатекста // Медиатекст: стратегии – функции – стиль / Отв. ред.Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухов, Т. В. Чернышова. Орeл: Горизонт, 2010. С. 128–138.

10. Еремина Е. А. Множественность форм прагматического воздействия англоязычного медиадискурса: Дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 287 с.

11. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: СКИФИЯ, 2008. 407 с.

12. Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ. 2012. Вып. 6. С. 30–41.

13. Кирия И. B. Что такое мультимедиа? Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. С. 13–29.

14. Клеменова Е. Н., Кудряшов И. А. Персуазивная функция массмедийных текстов: эвиденциальность и эпистемическая модальность // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 93–99.

15. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). Вып. 6. С. 13–21.

16. Кошкарова Н. Н. Новостные жанры: реализация моделей конфликтного и кооперативного типов дискурса // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 6. С. 146– 150.

17. Кульчицкая Д. Ю. Мультимедийность и СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. C. 45–56.

18. ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

19. Негрышев А. А. К макроструктурной типологии текстов новостных жанров // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2011. № 1. С. 228–244.

20. Потапова Н. В. Характеристики гипотекста электронного новостного дискурса, обусловленные возрастом адресата и не зависящие от него: Дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2019. 255 с.

21. Рогозина И. В. Функции и свойства медиатекста как гетерогенной когнитивной структуры // Медиатекст: стратегии – функции – стиль / Отв. ред. Л. И. Гришаева, А. Г. Пастухов, Т. В. Чернышова. Орел: Горизонт, 2010. C. 119–127.

22. Романцова Т. Д. Язык и стиль современных медиатекстов: Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. 235 с.

23. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. М.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 382 с.

24. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 7–15.

25. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 6 (149), вып. 17. С. 172–179.

26. Чернышова Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: Дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2005. 577 с.

27. Ширяева О. В. Информационно-аналитический медиадискурс: прагмасемантический, когнитивный и коммуникативный аспекты (на материале российской деловой прессы): Дис. … д-ра филол. наук. Майкоп, 2015. 692 с.

28. Dijk T. A. van. News as discourse. Hillsdale, New Jersey, Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1988. French N. InDesign Type: Professional Typography with Adobe InDesign. Pearson Education, 2010, 288 р.

29. Ihlstrom C. The Evolution of a New(s) Genre: Doctoral Dissertation. Gothenburg Studies in Informatics, 2004, 162 p.

30. Kopaleishvili N. Expression of Subjectivity in Media Genres. Language and Semiotic Studies, 2019, vol. 5, no. 1, p. 65–83.


Рецензия

Для цитирования:


Ермолаева Е.Н., Потапова Н.В. Лингвовизуальная прагматика выносных элементов англоязычных интернет-медиатекстов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(6):247-262. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262

For citation:


Ermolaeva E.N., Potapova N.V. Lingvovisual Pragmatics of Pulled-Out Elements in English-Language Internet Media Texts. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(6):247-262. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)