Риторические приемы деконструкции образа героя в современной журналистике. Эпоха метамодернизма
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-299-305
Аннотация
В рамках культурной парадигмы метамодернизма рассмотрен вопрос о способах деконструкции образа главного героя в текстах журналистики XXI в. Основываясь на трудах ведущих теоретиков метамодерна Р. Аккера и Т. Вермюлена, автор статьи делает основной акцент на приеме постиронии, которая благодаря осцилляции (колебаниям смысла) стирает грань между традиционной иронией и серьезностью. В качестве универсального культурного явления постирония как средство деконструкции проникла в разные виды искусства и охватила определенный сектор современного медиапространства. На примерах двух жанров современной журналистики – газетного некролога и интервью – выделяются основные риторические приемы деконструкции, в основе которых и лежит постирония.
Об авторе
Ю. В. ШатинРоссия
главный научный сотрудник сектора литературоведения;
доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории журналистики Гуманитарного института;
профессор кафедры русской литературы и теории литературы,
Новосибирск
Список литературы
1. Аккер Р., Вермюлен Т. Переодизируя 2000-е, или Появление метамодернизма // Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодерна. М., 2020. С. 39–82.
2. Анненкова И. В. Место риторики в зарубежной и отечественной филологии // Филология: научные исследования. 2012. № 2 (06). С. 5–24.
3. Выровцева Е. В. Роль эссеизации в формировании авторского жанра публициста Андрея Колесникова // Вестник Челяб. гос. ун-та. Филологические науки. 2017. № 11 (407), вып. 109. С. 12–20.
4. Ильинова Е. Ю. Риторические особенности дискурса иронической языковой личности // Вестник МГЛУ. 2015. Вып. 19 (730). С. 181–189.
5. Иссерс О. С. «Кремлевский репортаж»: старый жанр в новой рамке // Политическая лингвистика. 2012. № 3 (410). С. 27–35.
6. Колесников А. Путин и труд всё перетрут // Коммерсантъ. 2020. 12 июня. Комарницкая Л. Ирония как риторическая категория // Мiст: iстоpiя, сучастнicть, теорiя. Харькiв, 2015. Вип. 11. С. 113–121. Константину Л. Четыре лика постиронии // Метамодернизм… М., 2020. С. 221–256.
7. Павлов А. Метамодернизм: критическое введение // Метамодернизм… М., 2020. С. 7–32.
8. Пальчук С. Т., Маклакова Т. Б. Коммуникативно-прагматическая модель речевого жанра «некролог» // Проблемы массовой коммуникации: Новые подходы. Казань, 2016. С. 165– 177.
9. Пигулевский В. О., Мирская Л. А. Ирония как веха деконструкции // Симпозиум. Studia Humanitas. 2004. № 1. С. 76–82.
10. Ревзин Г. Дворянин союзного значения // Коммерсантъ. 2009. 28 авг. Рейтблат А. И. Некролог как биографический жанр // Рейтблат А. И. Писать поперек: Статьи по биографии, социологии и истории литературы. М., 2014. С. 343–353.
11. Хрущёва Н. А. Метамодернизм и другие концепции культуры после постмодерна в контексте музыковедения // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 5. С. 146–156.
12. Zavarzadeh M. The Apocalyptic Fact and the Eclipse of Fiction in Recent American Prose Narratives. Journal of American Studies, 1975, no. 9 (1), p. 69–83.
Рецензия
Для цитирования:
Шатин Ю.В. Риторические приемы деконструкции образа героя в современной журналистике. Эпоха метамодернизма. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(6):299-305. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-299-305
For citation:
Shatin Yu.V. Rhetorical Methods of Reconstructing the Image of the Hero in Modern Journalism. The Era of Metamodernism. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(6):299-305. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-299-305