Журналистика периода COVID-19: актуальные вызовы, пути трансформации
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-6-30-39
Аннотация
Пандемия коронавируса кардинально трансформировала жизнедеятельность россиян во всех сферах. Изменились в этих условиях и методы организации работы массмедиа. Уменьшилось число информационных поводов, а коммуникация с интервьюируемыми и экспертами всё чаще проходит дистанционно, это сказывается на качестве информационных продуктов. Журналисты зачастую вынужденно переходят на удаленную работу и фриланс, но остаются представителями профессии, имеющей повышенные риски заражения. Авторы провели экспертный опрос сотрудников нескольких редакций с целью проанализировать, как именно изменилась их работа за период пандемии. Результаты демонстрируют существенный слом сформировавшейся ранее системы: у нас на глазах создаются новые форматы творческой деятельности, а журналисты находят в этой альтернативе как отрицательные, так и положительные стороны.
Ключевые слова
Об авторах
В. Ф. ОлешкоРоссия
Владимир Федорович Олешко, доктор философских наук, профессор
Екатеринбург
О. С. Мухина
Россия
Ольга Сергеевна Мухина, аспирант, ассистент
Екатеринбург
Список литературы
1. Беляков С. А., Степина И. О., Эйрих В. Е. Влияние пандемии covid-19 на рынок труда: социально-экономические изменения, цифровизация // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 5 (46). С. 4–8.
2. Вольф К. В., Бархатов И. В. Фриланс как форма адаптации молодежи к рынку труда в условиях пандемии // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10 (6). С. 93–96. (Статья отозвана решением Комиссии по публикационной этике журнала «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета» от 11.04.2023 г. Сообщение о ретракции статьи см.: https://humanities.fa.ru/jour/pages/view/retraction)
3. Гордеева Е. В., Кононенко Д. С. Развитие фриланса в современной России // Лучший иссле довательский проект 2020: Сб. ст. II Междунар. науч.-исслед. конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 153–159.
4. Ерофеева И. В., Толстокулакова Ю. В., Муравьёв А. В. Пандемия коронавируса в концептуальной сфере медиадискурса России и Китая: стратегия выживания // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 1. С. 78–93.
5. Землянский А. В. Причины возникновения инфодемии: сравнительный анализ освещения эпидемии SARS и пандемии COVID-19 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26, № 3. С. 570–579.
6. Каррерас Т., Дель Фрео А. Европейские журналисты о влиянии пандемии на профессию // Журналист. 09.08.2020. URL: https://jrnlst.ru/pandemic (дата обращения 27.11.2021).
7. Кашепов А. В. Цифровизация и новые бизнес-технологии как факторы труда и занятости населения // Modern Science. 2020. № 8–1. С. 71–76.
8. Кокшаров В. А., Агарков Г. А., Сущенко А. Д. Прекаризация труда, как растущая форма занятости молодых специалистов в условиях пандемии // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 4. С. 1061–1071.
9. Коломийцева Е. Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 1(34). С. 144–152.
10. Олешко В. Ф., Олешко Е. В. К проблеме дисфункциональности информационной деятельности региональных массмедиа // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций. Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В. В. Касьянов. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2021. С. 209–216.
11. Писаренко Д. О. Развитие сферы фриланса в условиях цифровизации и трансформации gig экономики // Прогрессивные концепции развития отраслей народного хозяйства: Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2020. С. 62–69.
12. Прекариат: становление нового класса / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: Центр социального про гнозирования и маркетинга, 2020. 400 с.
13. Саримова Л. Алексей Волин: «Потери медиаотрасли от пандемии коронавируса составят примерно 100 млрд рублей» // Реальное время. 22.04.2020. URL: https://realnoevremya.ru/articles/172542-aleksey-volin-rasskazal-o-sudbe-smi-v-usloviyah-pandemii (дата обращения 27.11.2021).
14. Finneman T., Thomas R. J. “You Had to be Reporting Constantly”: COVID-19’s impact on U.S. weekly newspapers’ journalistic routines. Newspaper Research Journal, 2021, vol. 42, no. 3, pp. 330–345.
15. Hoak G. Covering COVID: Journalists’ Stress and Perceived Organizational Support While Reporting on the Pandemic. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2021, vol. 98, no. 3, pp. 854–874.
16. Massey B., Elmore C. Freelancing in Journalism. ResearchGate, 2018. DOI 10.1093/acrefore/9780190228613.013.818
17. Simons G. J. Communicating memory of historical pandemics in digital media during the COVID-19 pandemic // Региональная журналистика в новой коммуникационной среде: уроки пандемии COVID-19: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междуеародным участием, 19–20 апреля 2021 г., г. Екатеринбург / Сост. О. Ф. Автохутдинова. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2021. С. 143–146.
Рецензия
Для цитирования:
Олешко В.Ф., Мухина О.С. Журналистика периода COVID-19: актуальные вызовы, пути трансформации. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022;21(6):30-39. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-6-30-39
For citation:
Oleshko V.F., Mukhina O.S. Journalism in the Time of COVID-19: Current Challenges, Ways of Transformation. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2022;21(6):30-39. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-6-30-39