Ночной гость Тинтин: истоки образа демонического персонажа по данным эквадорского фольклора и археологии
Аннотация
Программа исследований российской археологической экспедиции в Южной Америке (2010-18 гг.) предусматривала изучение широкого круга доиспанских культур, обращение к музейным собраниям, к коллекциям, к проявлениям традиционной ритуальной практики и верований. В настоящей статье производится анализ образа Тинтина - демонического персонажа сельского фольклора индейцев мантенья-уанкавилка (прибрежная часть Эквадора). Он формировался под влиянием целого ряда доколониальных, и раннеколониальных фольклорно-мифологических мотивов. Существенную роль в его образе играют атрибуты летучей мыши – животного, биологические особенности которого привлекали и, одновременно, пугали человека, порождая множество мифов и легенд. Археологические материалы культур Южной Америки и Месоамерики наглядно подтверждают связь образа Тинтина с шаманской практикой, потусторонними мирами, и культом плодородия.
Об авторах
Андрей Владимирович ТабаревРоссия
Евангелина Евгеньевна Славинская
Россия
Список литературы
1. Гаврилина Т.А., Табарев А.В. Дело о надоедливом Тинтине: демонический персонаж в традиционном фольклоре индейцев мантенья, Эквадор (из архива российской археологической экспедиции 2014-18 гг.) // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021, г. Москва; Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. С.120.
2. Мифы индейцев Центральной Америки: Пополь-Вух; Родословная владык Тотоникапана / Пер. с языка киче, коммент. и послесл. Р. В. Кинжалов. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 240 с.
3. Славинская Е.Е., Табарев А.В. Антропоморфная пластика доиспанских культур в прибрежных частях Эквадора и Западной Мексики // Тихоокеанская археология: новые материалы, проекты, исследования. 5-й Международный симпозиум, Владивосток, 6-9 мая 2022 г. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2022. С.140-145.
4. Табарев А.В. На странных берегах: археологические культуры Эквадора // Дальний Восток России и Эквадор. Тихоокеанская археология. 2013. вып.27. Владивосток: Изд-во ДВФУ.С.122-141.
5. Табарев А.В. Каменные и деревянные изваяния в культуре мантенья-уанкавилка, Эквадор // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2015 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. Т. XXI. С.405-408.
6. Табарев А.В. Погребальные маски в доиспанских культурах юго-западной Колумбии // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2016 г. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. Т. XXII. С. 424-427.
7. Табарев А.В., Маркос Х.Г., Попов А.Н. Совсем не «печальные» тропики: Российская археологическая экспедиция в Эквадоре // Наука из первых рук. 2015. № 5-6. С.156-171.
Дополнительные файлы
|
1. Рис. 1. Современные варианты изображения Тинтина (по: [Entre Nieblas…, 2009]). | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(443KB)
|
Метаданные ▾ |
|
2. Рис. 2. 1-2 - Изображения летучей мыши на цилиндрических печатях в культуре мантенья (по: [Wilbert, 1974, p. 59]). | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(316KB)
|
Метаданные ▾ |
|
3. Рис. 3. Глиняная свистулька в виде летучей мыши, культура мантенья (по: [Saville, 1907, Pl.XLIX]). | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(191KB)
|
Метаданные ▾ |
|
4. Рис. 4. Керамические маски из погребения №51, некрополь Коронадо, Колумбия (фото А.В. Табарева). | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(1MB)
|
Метаданные ▾ |
|
5. Рис. 5 Изображение летучей мыши в культуре мочика, Перу: 1 – керамические сосуды (по: [Alaica, 2020, р.8]); 2 – сцена на керамической вазе, летучая мышь и ритуальные сосуды (по: [Alaica, 2020, р.11]). | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(594KB)
|
Метаданные ▾ |
|
6. Рис. 6. Образ летучей мыши в культурах Месоамерики: 1 – сцена на сосуде, памятник Баламку (штат Кампече, Мексика), культура майя (по: [Árias, 2013, p.152]); 2 – божество-летучая мышь на изображении в кодексе Мейера (Códice Fejérváry-Meyer), культура миштеков (по: [Árias, 2013, p.167]). | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(874KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Табарев А.В., Славинская Е.Е. Ночной гость Тинтин: истоки образа демонического персонажа по данным эквадорского фольклора и археологии. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(5).