Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Три средневековые китайские картины об отъезде девушек на чужбину и их историческая основа

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-4-88-101

Аннотация

Статья посвящена трем китайским живописным произведениям, созданным в XIII в. На трех рассматриваемых свитках представлены разные персонажи, но сюжет у всех картин общий – принудительный отъезд девушки на чужбину. Полотно Чжан Юя «Вэньцзи возвращается в Хань» рассказывает о восточно-ханьской поэтессе Цай Янь (Цай Вэньцзи), выкупленной у сюнну в начале III в. н. э. Приписываемый Гун Сужань свиток «Минфэй покидает заставу» иллюстрирует полулегендарную историю о Ван Чжаоцзюнь, наложнице западно-хань- ского императора Юань-ди, которая в последней трети I в. до н. э. была выдана замуж за вождя сюнну. Повод для создания картины «Кочевники» Ху Хуаня точно не известен. Автор считает, что все три произведения  в художественной форме отражали одно и то же событие, произошедшее в 1214 г. Речь идет о насильственной выдаче замуж цзиньской принцессы Ци за вождя монголов Чингисхана. Картины Чжан Юя и Гун Сужань трактовали это событие аллегорически, а «Кочевники» Ху Хуаня – реалистически. 

Об авторе

А. В. Варенов
Новосибирский государственный университет
Россия

Андрей Васильевич Варенов, кандидат исторических наук, доцент

Scopus Author ID 57189442974 

RSCI Author ID 556744 

Новосибирск



Список литературы

1. БКРС – Большой китайско-русский словарь. М.: ГРВЛ, 1983. Т. 1. 552 с.

2. Борисов Д. Э. Биография Цао Цао: на перепутье. Смерть императора Лин-ди и переворот Дун Чжо (188–189 гг. н. э.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 10: Востоковедение. С. 54–61.

3. Борисов Д. Э. Биография Цао Цао: перемена участи. Восстание лоялистов и развал лагеря повстанцев (190–192 гг. н. э.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 4: Востоковедение. С. 137–146.

4. Борисов Д. Э., Варенов А. В. Политика Поздней Хань в отношении северных соседей и ее последствия для экономики империи // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 4: Востоковедение. С. 129–136.

5. Варенов А. В. Средневековая китайская картина «Кочевники», бокки и изображения фигур в длиннополых одеждах на скалах Хакасии в Южной Сибири // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 10: Востоковедение. С. 37–50. DOI 10.25205/18187919-2022-21-10-37-50

6. Варенов А. В., Пан Т. А. Средневековая китайская картина «Кочевники» и проблема ее атрибуции // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 4: Востоковедение. С. 21–41. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-4-21-41

7. Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. – 1234 г.). Исторический очерк. М.: ГРВЛ, 1975. 448 с.

8. Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. – 1234 г.). М.: ГРВЛ, 1983. 368 с.

9. Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. К. Ф. Самосюк. М.: ГРВЛ, 1978. 240 с.

10. История Золотой империи / Пер. Г. М. Розова, коммент. А. Г. Малявкина. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1998. 288 с.

11. Сычев В. Л. Классическая живопись Китая в собрании Государственного музея Востока. Каталог коллекции. М.: Гос. музей Востока, 2014. 248 с.: ил.

12. Таскин В. С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). Выпуск второй / Предисл., пер. и примеч. В. С. Таскина. М.: ГРВЛ. 1973. 168 с.

13. Хрипунов Н. В. Одежда знати Великой империи монголов в 1207–1266 гг. // Золотоордынская цивилизация: Сб. ст. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. Вып. 5. С. 363–393.

14. Чжунго жэньухуа минцзо цзяньшан [中国人物画名作鉴赏。张弘主编]. Собрание шедевров китайской фигуративной живописи. Под ред. Чжан Хуна. Пекин: Юаньфан чубаньшэ, 2004. 242 с. (на кит. яз.)

15. Чжунго лидай минхуа цзяньшан [中国历代名画鉴赏。蒋文光主编]. Собрание известных китайских картин прошлого. Под ред. Цзян Вэньгуана. Пекин: Цзиньдунь чубаньшэ, 2004. 2546 с. (на кит. яз.)

16. Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуапянь 2. [中国美术全集。绘画编 2。隋唐五代绘画。金維諾主编]. Полное собрание китайского искусства. Живопись. Том. 2. Суй, Тан, Пять династий. Под ред. Цзинь Вэйно. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1984. 30 + 50 с., 179 л. цв. илл. (на кит. яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Варенов А.В. Три средневековые китайские картины об отъезде девушек на чужбину и их историческая основа. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(4):88-101. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-4-88-101

For citation:


Varenov A.V. Three Medieval Chinese Paintings about Girls Leaving for Foreign Lands and Their Historical Background. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(4):88-101. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-4-88-101

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)