Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

ЗАГОЛОВКИ-СУЖДЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАССМЕДИЙНЫХ ТЕКСТАХ: ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-97-107

Аннотация

Анализируется прагматическая роль маркеров be likely to и ( be ) expected to в выражении точки зрения автора и источника актуальной информации в заголовках-суждениях. Материалом исследования избраны 250 публикаций в газете «Guardian» за 2012-2017 гг. На основе контекстуального анализа заголовков-суждений утверждается, что данные маркеры системно проявляют свои модальные и эвиденциальные характеристики, дают возможность автору публикации оптимально выражать свою точку зрения и - при необходимости - дистанцироваться от представляемого мнения. Показано, что каждый маркер, обладая специфическими лексико-грамматическими характеристиками, по-разному предопределяет контекстуальные ограничения той информации, которая актуализуется в заголовке-суждении, что, в свою очередь, создает основу для их взаимозаменяемости и одновременно дифференцированного использования. На уровне заголовков-суждений основное прагматическое различие анализируемых нами маркеров последовательно прослеживается в том, как эти маркеры оформляют отношения между предикацией и авторской оценкой семантического содержания. Так, в отличие от be likely to , маркер ( be ) expected to предоставляет автору возможность прогнозировать событие и при этом не брать на себя ответственность за достоверность информации. Актуализация эпистемического и деонтического модальных значений, по сути дела, предполагает выражение точки зрения, соответствующее маркирование категории эвиденциальности. С опорой на маркеры be likely to и ( be ) expected to автор публикации оформляет свою точку зрения как мнение иных субъектов, компетентных в освещаемой проблематике. Эвиденциальный потенциал маркера ( be ) expected to предопределяется прежде всего тем, что он имеет структуру пассивной синтаксической конструкции: точка зрения оформляется как отражение информации от других лиц, ожидающих, что событие должно произойти в предстоящем будущем. Маркер be likely to , напротив, вводит в заголовок-суждение перцептивное и/ или косвенное эвиденциальное измерение, что, в свою очередь, обеспечивает обоснование точки зрения, выражаемой автором публикации. Эвиденциальное маркирование заголовков-суждений трактуется в данной статье как важный прагматический механизм поддержания журналистских идеалов, связанных с объективным освещением фактов и событий.

Об авторах

Е. Н. Клемёнова
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Россия


И. А. Кудряшов
Южный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Богуславская В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. М.: ЛКИ, 2013. 280 с.

2. Богуславская В. В., Богуславский И. В. Актуализация заголовочной позиции в медиатекстах // Век информации. 2017. Т. 2, № 2. С. 109-110.

3. Гаврилова Г. Ф. Предложение и текст: системность и функциональность. Ростов н/Д: АкадемЛит, 2015. 412 с.

4. Деминова М. А. Аксиологическая модальность в языке современной журналистики // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, № 6. С. 110-116.

5. Марьянчик В. А. Аксиологический потенциал формы медиаполитического текста // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 6. С. 151-156.

6. Муругова Е. В., Постевая Е. В. Прагматические функции интродуктивных предикатов эмоционального состояния в репортажном высказывании // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 4-1 (28). С. 187-198.

7. Постевая Е. В. Проблема достоверности информации в аспекте ее повторного воспроизведения в британских СМИ // European Social Science Journal. 2013. № 1 (29). С. 181-186.

8. Постевая Е. В. Текст репортажа: интродуктивные предикаты как способ ввода эвиденциальности и эпистемической модальности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3 (40). С. 155-158.

9. Скнар Г. Д. Проблема глобального и локального выдвижения информации в монологическом и диалогическом текстах // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 655-658.

10. Downing A. English Grammar. A University Course. L.; N. Y.: Routledge, 2006. 640 p.

11. Longman Dictionary of Contemporary English. L.: Longman Group LTD, 2014. 877 p.

12. Sargeant H. Basic English Grammar for English Language Learners. N. Y.: Saddleback Educational Publishing, 2007. Book 2. 152 p.


Рецензия

Для цитирования:


Клемёнова Е.Н., Кудряшов И.А. ЗАГОЛОВКИ-СУЖДЕНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МАССМЕДИЙНЫХ ТЕКСТАХ: ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, ЭВИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018;17(6):97-107. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-97-107

For citation:


Klemenova E.N., Kudryashov I.A. HEADLINE-JUDGMENTS IN ENGLISH-SPEAKING MASS-MEDIA TEXTS: EPISTEMIC MODALITY, DEONTIC MODALITY, EVIDENTIALITY. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018;17(6):97-107. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-97-107

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)