Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Строительство церквей в Забайкалье и Китайско-Восточная железная дорога: Кайдаловская ветвь на рубеже XIX–XX веков

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-8-100-111

Аннотация

Анализируется процесс строительства церквей на Кайдаловской ветке Забайкальской железной дороги. Данный участок являлся одной из ветвей, соединяющих Китайско-Восточную железную дорогу с сетью железных дорог России. Архивные материалы, используемые авторами, позволяют проследить основные этапы строительства данного участка железной дороги на рубеже XIX–XX вв., оценить роль государства в вопросах распространения православия в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Рассмотрен процесс строительства церквей в крае. Делается вывод о том, что возведение храмов стало своеобразным проводником государственной политики, направленной на усиление позиций России на востоке страны. Немногие сохранившиеся церкви на Кайдаловской ветке в полной мере могут считаться объектами культурного наследия.

Об авторах

М. В. Ходяков
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Михаил Викторович Ходяков, доктор исторических наук, профессор,

Scopus Author ID 57188810645,
WoS Researcher ID J-2620-2013,

Санкт-Петербург.



Чжицин Чжао
Харбинский политехнический университет
Китай

Чжао Чжицин, PhD, профессор,

Scopus Author ID 57189727571,
WoS Researcher ID AHC-0847-2022 ,

Харбин.



Список литературы

1. Головачев Д. М. Поселки по линии Забайкальской железной дороги: по данным обследования на местах крестьян начальниками по распоряжению военного губернатора Забайкальской области весной 1907 г. Чита: Забайкал. обл. стат. ком., 1908. 188 с.

2. Джераси Р. Окно на Восток: империя, ориентализм, нация и религия в России / Авториз. пер. с англ. В. Гончарова. М.: НЛО, 2013. 546 с.

3. Дмитриева Н. В. Сакральная новостройка: Александро-Невский собор в Ревеле и проблема распространения православия в Эстляндской губернии в конце XIX – начале XX в. // Новейшая история России. 2022. Т. 12, № 4. С. 906–924.

4. Дроботушенко Е. В. Динамика численности православных монастырей Российской империи во второй половине XVIII – начале XX в. и забайкальские обители // Гуманитарный вектор. 2013. № 3 (35). С. 75–82.

5. Дроботушенко Е. В. Церковь с. Кондуй Забайкальского края как памятник православной архитектуры: к вопросу о сохранении // Баландинские чтения. Новосибирск, 2016. Т. 11, № 1. С. 111–116.

6. История Дальнего Востока России / Отв. ред. Б. И. Мухачев. Владивосток: Дальнаука, 2003. Т. 3, кн. 1: Дальний Восток России в период революций 1917 года и Гражданской войны. 632 с.

7. Кнорринг Ф. И. Попытка определить хозяйственность эксплуатации железной дороги: Забайкальская железная дорога. 1906–1909. Иркутск: Паровая типо-лит. П. Макушина и В. Посохина, 1910. 212 с.

8. Крадин Н. П. Кондуйская церковь // Малая энциклопедия Забайкалья. Археология. Новосибирск, 2011. С. 172–173.

9. Лукоянов И. В. «Не отстать от держав…»: Россия на Дальнем Востоке в конце XIX – начале ХХ в. СПб.: Нестор-История, 2008. 664 с.

10. Мелентьев А. С. Забайкальская железная дорога во времена мира и русско-японской войны 1900–1907. Коррективы к кн. В. И. Кнорринга «Попытка определить хозяйственность эксплуатации железной дороги». Ашхабад: Электропеч. К. М. Федорова, 1911. 226 с.

11. Никифорова Н. В. История Забайкальской железной дороги (1887–1934 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Иркутск, 2019. 277 с.

12. Православная церковь и русский национализм (вторая половина XIX – начало XX века) / Отв. ред. А. А. Иванов. СПб.: Владимир Даль, 2021. 799 с.

13. Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX – начала XX века. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 548 с.

14. Реутов В. Связующее звено Транссиба // Гудок. Забайкальская магистраль. 2021. 23 нояб.

15. Солдатов В. Железнодорожные поселки по Забайкальской линии. Статистическое описание и материалы по переписи 1910 года. СПб.: Тип. АО «Слово», 1912. Т. 5, ч. 1: Таблицы. 983 с.

16. Толстов Ю. Г. Кайдаловская ветка // Железнодорожный транспорт. 2006. № 9. С. 69–70.

17. Хобта А. В. Вагоны-церкви Транссибирской магистрали (конец XIX – начало XX в.) // Культура. Наука. Образование. 2013. № 2 (27). С. 55–68.

18. Центр и регионы: экономическая политика правительства на окраинах Российской империи (1894–1917) / Д. Г. Янченко, М. В. Ходяков, А. А. Иванов [и др.]; отв. ред. М. В. Ходяков. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2020. 660 с.

19. Юрганова И. И. Христианизация и исполнение православной обрядности на восточных окраинах империи (вторая половина XVIII века) // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 6. С. 34–43.


Рецензия

Для цитирования:


Ходяков М.В., Чжао Ч. Строительство церквей в Забайкалье и Китайско-Восточная железная дорога: Кайдаловская ветвь на рубеже XIX–XX веков. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(8):100-111. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-8-100-111

For citation:


Khodyakov M.V., Zhao Zh. Church Construction in Transbaikalia and the Chinese Eastern Railway: Kaydalovskaya Railway Branch at the Turn of the 19th – 20th Centuries. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(8):100-111. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-8-100-111

Просмотров: 243


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)