Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Алексей Ремизов: учитель и его ученики (к истории смыслообраза «учитель музыки» в контексте нового искусства XX века)

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-9-98-108

Аннотация

Смыслообраз «учитель музыки», давший название известному роману А. М. Ремизова, является манифестацией латентной темы преемственности поколений в среде творческой эмиграции, которая актуализирована посредством таких коннотативных значений, как ‘школа’, ‘мастерство’, ‘творческое дарование’, ‘абсолютный слух’. Музыка в этом семантическом поле представляет собой универсальный язык, объединяющий традицию, современность и культуру. На основе неизвестных писем музыканта и дирижера Н. Л. Слонимского в статье раскрыты реальные подтексты двух рассказов из корпуса романа, посвященных новаторству и эксперименту в авангардной музыке начала 1930-х гг. Автор сопоставляет интенции Ремизова в преобразовании формы автобиографической прозы с творческим вектором композитора Эдгара Вареза, отмечая сходные признаки культуры нового времени. Впервые автор интерпретирует значение образа Александра Блока в системе денотатов смыслообраза «учитель музыки».

Об авторе

Е. Р. Обатнина
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Россия

Елена Рудольфовна Обатнина, доктор филологических наук

Scopus Author ID 56989896100

WoS Researcher ID N-5784-2017

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Б. п. <Ремизов>. Чтение А. М. Ремизова // Последние новости. 1936. № 5486. 31 марта. С. 3.

2. Варез Э. Освобождение звука / Пер. А. Маклыгиной // Композиторы о современной композиции: хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегяп, В. С. Ценова. М., 2009. С. 7–17.

3. Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. 496 с.

4. Грачева А. М. Алексей Ремизов и Джеймс Джойс: Интродукция // Культурный палимпсест: Сб. ст. к 60-летию В. Е. Багно / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; отв. ред. А. В. Лавров. СПб.: Наука, 2011. С. 135–145.

5. д’Амелия А. «Автобиографическое пространство» Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. ИРЛИ (Пушкинский Дом). М.: Рус. книга, 2002. Т. 9: Учитель музыки: Каторжная идиллия. С. 449–464.

6. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж: Изд. авт., [1959]. 333 с.

7. Маклыгина А. А. «Интегралы» Вареза. От радикального к преемственному // Вестник КАЗГУКИ. 2016. № 2. C. 109–115.

8. Маклыгина А. А. Слово Вареза и о Варезе (из архива композитора в Фонде Пауля Захера) // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 3 (19). С. 40–50.

9. Маклыгина А. А. Теоретические проблемы музыки Эдгара Вареза: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2018. 28 с.

10. Манулкина О. Композиция для ритмикона и четырех модернистов // Opera musicologica. 2011. № 3–4. С. 151–161.

11. Манулкина О. Б. «Абстрактная музыка там не проходит»: как Николай Слонимский и Генри Кауэлл планировали американское музыкальное вторжение в СССР // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой. СПб.: Библио-Россика, 2016. С. 277–289.

12. Обатнина Е. Димитрий Солунский и Алексий Человек Божий o литературных «чадах» (новонайденные дополнения к истории эпистолярных контактов Д. В. Философова и А. М. Ремизова) // Русский модернизм И его наследие: Коллективная монография в честь 70-летия Н. А. Богомолова / Под ред. А. Ю. Сергеевой-Клятис, М. Ю. Эдельштейна. М.: НЛО, 2021а. С. 460–480.

13. Обатнина Е. Царь Асыка и его подданные: Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001б. 384 с.

14. Резников Е. Д. Ремизов и музыка. Ч. I: Воспоминания // Алексей Ремизов: Исследования и материалы / Отв. ред. А. М. Грачева. СПб.: Дм. Буланин, 1994. С. 259–266

15. Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 2000. Т. 8: Иверень. Подстриженными глазами. 704 с.; 2002. Т. 9: Учитель музыки. 512 с.; 2003. Т. 10: Петербургский буерак. 592 с.

16. Слонимский Н. Абсолютный слух: История жизни / Пер. Н. Кострубиной и В. Банкевича; примеч. О. Рудневой, В. Банкевича и А. Вульфсона. СПб.: Композитор, 2006. 424 с.

17. Сосинский Б. О Алексее Ремизове // Числа. 1931. № 5. С. 258–262.

18. Целовальникова Н. В. Ритм прозы А. Ремизова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2005. 16 с.

19. Slonimsky N. Perfect pitch: A life story. Oxford; New York: Oxford Uni. Press, [1988]. 263 p.


Рецензия

Для цитирования:


Обатнина Е.Р. Алексей Ремизов: учитель и его ученики (к истории смыслообраза «учитель музыки» в контексте нового искусства XX века). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023;22(9):98-108. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-9-98-108

For citation:


Obatnina Е.R. Alexey Remizov: Teacher and His Pupils (On the History of the Meaning of Music Teacher in the Context of Modern Art of the 20th Century). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2023;22(9):98-108. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-9-98-108

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)