Модернизация Уссурийской линии Китайско-Восточной железной дороги: Никольская ветвь в 1906–1919 годах
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-8-111-122
Аннотация
Рассматривается процесс модернизации Никольской ветви Уссурийской железной дороги после ее вхождения в 1906 г. в состав Китайско-Восточной железной дороги. Техническое состояние существовавшей магистрали оценивалось как плачевное. Потребовалось осуществить замену подвижного состава, провести серьезную реконструкцию железнодорожных путей, земляного полотна, искусственных сооружений, пристанционных зданий, организовать возведение постоянных мостов взамен временных. Значительные трудности в процессе модернизации Уссурийской дороги и ее Никольской ветви объяснялись наличием здесь горных участков. Увеличение пропускной способности магистрали должно было отвечать нуждам военного ведомства. Дополнительные пути и станционные здания требовались для усиления хлебных перевозок и транзита грузов военного назначения из Владивостока через Харбин в центральные районы России.
Об авторе
М. В. ХодяковРоссия
Михаил Викторович Ходяков, доктор исторических наук, профессор
Scopus Author ID 57188810645;
WoS Researcher ID J-2620-2013
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Борзунов В. Ф. История создания Транссибирской железнодорожной магистрали XIX – начала XX в.: Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 1972. 40 с.
2. Бояхчян А. Г. Направления и объемы перевозок грузов по Уссурийской ж. д. в начальный период эксплуатации (в начале XX века) // Современные исследования социальных проблем. 2014. № 4 (36). URL: https://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/420143. DOI 10.12731/2218-7405-2014-4-3
3. Буркова В. В. Дальневосточная (Уссурийская) и Харбинская (Китайско-Восточная) железные дороги // Железнодорожный транспорт. 2012. № 2. С. 68–73.
4. Глатоленкова Е. В. Наследие Уссурийской железной дороги в Дальнереченске // Урбанистика. 2023. № 3. С. 1–13. DOI 10.7256/2310-8673.2023.3.43423
5. Деревянко А. П. Сооружение Уссурийской железной дороги (1891–1897 гг.) // КВЖД и ее влияние на развитие политических, социально-экономических и культурных процессов в Северо-Восточной Азии: Междунар. науч. конф.: тез. докл. и сообщений. Владивосток, 1997. С. 105–107.
6. Дмитриева Н. В. На пути к КВЖД: финансовая составляющая истории строительства Кайдаловской железнодорожной ветви // Новейшая история России. 2023. Т. 13, № 4. С. 861–874. DOI 10.21638/spbu24.2023.410
7. Дмитриева Н. В. Между двух империй: железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в позднеимперский период // Quaestio Rossica. 2024. Т. 12, № 1. С. 254–267. DOI 10.15826/ qr.2024.1.877
8. Кротова М. В. Из Европы в Азию: КВЖД как часть транзитного пути // Новое прошлое. 2023. № 4. С. 270–279. DOI 10.18522/2500-3224-2023-4-270-279
9. Лисицын А. А. Дальневосточная железная дорога в период ее становления (1891–1917). Хабаровск: Пресс-премьера, 2017. 254 с.
10. Нилус Е. Х. Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги 1896–1923 гг. Харбин: Тип. КВЖД и Тов-ва «Озо», 1923. Т. 1. 690 с.
11. Сунь Ичжи, Гузей Я. С. Модернизация транспортной инфраструктуры Китайско-Восточной железной дороги: создание почтово-телеграфной системы вдоль Кайдаловской ветви на рубеже XIX–XX вв. // Вестник Моск. ун-та. Серия 8: История. 2024. Т. 65, № 1. С. 70– 85. DOI 10.55959/MSU0130-0083-8-2024-65-1-70-85
12. Урбански С. За степным фронтиром: история российско-китайской границы. М.: НЛО, 2023. 480 с.
13. Ходяков М. В. Документы Российского государственного исторического архива о передаче в начале XX в. Уссурийской железной дороги в управление Обществу КВЖД // Отечественные архивы. 2024. № 3. С. 47–56.
14. Dukes P. Russia in Manchuria. A Problem of Empire. L.: Routledge, 2022. 174 p.
15. Marks S. G. Road to Power: The Trans-Siberian Railroad and the Colonization of Asia Russia, 1850–1917. Ithaca, NY: Cornell Uni. Press, 240 p.
Рецензия
Для цитирования:
Ходяков М.В. Модернизация Уссурийской линии Китайско-Восточной железной дороги: Никольская ветвь в 1906–1919 годах. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2025;24(8):111-122. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-8-111-122
For citation:
Khodyakov M.V. Modernization of the Ussuri Line of the Chinese Eastern Railway: Nikolskaya Branch in 1906–1919. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2025;24(8):111-122. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2025-24-8-111-122