Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Абсолюты в национальных картинах мира: представление французов и русских об истине и лжи

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-2-115-125

Аннотация

Проводится контрастивный анализ категорий истины и лжи во французской и русской языковой картинах мира. Исследование проводилось методом анализа этимологии указанных понятий, их мифологической обработки и репрезентации, проанализирована сочетаемость слов и их синонимов в сопоставительном аспекте, проведена реконструкция и сравнение вещественных коннотаций (по В. А. Успенскому) центральных понятий из синонимических рядов, результаты представлены в стандартизованном виде, дающем возможность сравнивать результаты. Отличительной особенностью французского обыденного сознания является отсутствие понятия истина при наличии субъективно интерпретируемого понятия правда . При этом другие мыслительные категории во французском языке, такие как причина , следствие и цель , демонстрируют устойчивую двойственность в аспекте объективности / субъективности. Французское понятие лжи ( mensonge (сущ., ж. р.)) близко к русскому понятию лжи , у него имеется аналогичный набор значений. В русской языковой картине в этой области отчетливо демонстрируется разделение понятийного поля на верх и низ, высшее и земное. Представление о небесной жизни, где действуют добро и зло, а не пантеон богов, показывает связанность русского сознания в этой области с христианской, а не языческой трактовкой мира. Для французского менталитета характерно доминирование античного взгляда на жизнь над христианским, выражающегося, например, в смешении понятий обмана и вымысла: первое связано с намерением обмануть, второе - развлечь. Эта корреляция напрямую соотносится с античными истоками представлений в этой сфере и нашло отражение во многих европейских языках.

Об авторе

М. К. Голованивская
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. С. 302-316

2. Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ естественного языка: культурные концепты. М., 1991. С. 21-31

3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с

4. Демьянков В. 3. Теория речевых актов в контексте современной лингвистической литературы (обзор направлений) // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 223-235

5. Одесский М. П. Поэтика власти на Древней Руси // Древняя Русь. 2000. № 1. С. 4-10

6. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. 384 с

7. Рипа Ч. Иконология. М.: Изд-во В. Секачев, 2014. 556 с

8. Степанова И. М. Доклад «Коли не ложь - так правда» // Филология в системе современного образования: Материалы науч. конф. М.: УРАО, 2004. Вып. 7. С. 275-282


Рецензия

Для цитирования:


Голованивская М.К. Абсолюты в национальных картинах мира: представление французов и русских об истине и лжи. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019;18(2):115-125. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-2-115-125

For citation:


Golovanivskaya M.K. Absolutes in National View of the World: Russian and French Ideas of Truth and Lie. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2019;18(2):115-125. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-2-115-125

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)