Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Массовая речевая культура в аспекте медиатизации социальных коммуникаций

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-6-177-187

Аннотация

Статья посвящена изучению массовой речевой культуры как проявления общей тенденции к медиатизации социальных коммуникаций. Массовая речевая культура рассматривается как стандарты речевого общения, используемые множеством людей независимо от их статуса и социальной роли в публичном общении и в повседневной жизни. В фокусе исследования находятся три проявления массовой речевой культуры: представления о речевом идеале, тематические допущения / ограничения и «вирусный» характер распространения речевых новаций. На основании проведенного анкетирования филологов и репрезентативной выборки из компьютерной базы данных «Медиалогия» сделаны выводы о существенных признаках массовой речевой культуры.

Об авторе

О. С. Иссерс
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Россия


Список литературы

1. Вепрева И. Т. О кодифицированной норме в современной культурно-речевой ситуации: норма и мода // Русский язык сегодня: Сб. ст. / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. М., 2006. Вып. 4: Проблемы языковой нормы. С. 111-119.

2. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. 1993. Вып. 25. C. 9-19.

3. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия: Дрофа, 1997. С. 413-

4. Граудина Л. К., Ширяев Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения. М.: Изд-во РАН, 1996. 441 с.

5. Гуреева А. Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. URL: http://www. mediascope.ru/2388 (дата обращения 14.01.2019).

6. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 224 с.

7. Землянова Л. М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2002. № 5. С. 83-97.

8. Иссерс О. С. Дай бог не последний (о вирусной эвфемизации в контексте массовой речевой культуры) // Тр. Ин-та рус. яз. им. В. В. Виноградова. М., 2017. Вып. 13. Культура русской речи. С. 43-52.

9. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну М.: Академический проект, 2006. 448 с.

10. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М.: Златоуст, 1999. 330 с.

11. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под. ред. Л. И. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. 2-е изд. М.: Флинта, 2007. 840 с.

12. Нашествие поп-культуры: поп-дипломатия и поп-политика / Центр гуманитарных технологий. 2007. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/1296 (дата обращения 26.07.2016).

13. Русский язык по данным массового обследования / Под ред. Л. П. Крысина. М.: Наука, 1974. 352 с.

14. Сиротинина О. Б., Кузнецова Н. И., Дзякович Е. В. и др. Хорошая речь / Под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2001. 320 с.

15. Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 2000. С. 151-152.

16. Смолкина Д. В. Трансформации массовой культуры в постиндустриальном обществе. Автореф. дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2012. 28 с.

17. Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. М.: Изд-во ИРЯЗ, 1991. Ч. 1. С. 44-

18. Ширяев Е. Н. Современная теоретическая концепция культуры речи // Культура русской речи: Учеб. для вузов. М.: Норма-Инфра, 2000. С. 12-24.

19. Шмелев А. Д. Возможна ли кодификация языковых норм в эпоху социальных и культурных изменений? // Тр. Ин-та рус. яз. им. В. В. Виноградова. М., 2017. Вып. 13: Культура русской речи. С. 184-191.

20. Hall S. Cultural studies: Two paradigms. Media, Culture and Society, 1980, no. 2, p. 57-72.

21. Hepp A. Cultures of Mediatization. Cambridge, Polity, 2013, 180 p.

22. Hepp A., Hajarvard S., Lundby К. Mediatization: the orizing the in terplay between media, cultureand society. Media, Culture and Society, 2015, no. 37 (2), p. 314-324.

23. Hjarvard S. The Mediatization of Religion: A Theory of the Media as Agents of Religious Change. In: Northern Lights. Bristol, Intellect Press, 2008, p. 9-26.

24. Krotz F. Mediatization: A concept with which to grasp media and societal change. In: Lundby K. (ed.). Mediatization: Concept, changes, consequences. New York, Peter Lang, 2009, p. 21-40.

25. Liu Z. Relationship between Mass Media and Mass Culture: Frankfurt School and Cultures Studies School. Canadian Social Science, 2016, no. 12 (1), p. 23-28.

26. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. New York, McGraw-Hill, 1964, 359 p.

27. Silverstone R. Media and Morality: On the Rise of the Mediapolis. Cambridge, Polity Press, 2006, 224 p.

28. Swingewood A. The Mythof Mass Culture. Humanities Press, 1977, 146 p.

29. Thompson J. B. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Cambridge, Polity, 1995, 324 p.

30. Wilson J. R., Wilson S. R. Mass media / mass culture: an introduction. New York, McGraw-Hill, 1998, 484 p.


Рецензия

Для цитирования:


Иссерс О.С. Массовая речевая культура в аспекте медиатизации социальных коммуникаций. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019;18(6):177-187. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-6-177-187

For citation:


Issers O.S. Mass Speech Culture in Terms of Social Communications Mediatization. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2019;18(6):177-187. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-6-177-187

Просмотров: 243


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)