Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск
Том 18, № 6 (2019)
Скачать выпуск PDF

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 

9-17 181
Аннотация
В аналитическом обзоре рассматриваются проблемы медиаобразования, связанные с опережающим развитием цифрового инструментария для создания изображений и с растущей визуализацией информационного пространства, меняющей журналистские практики и профессиональное сознание. Проведя ряд экспертных интервью с преподавателями факультетов журналистики, автор приходит к пониманию разрыва между требованиями медийной практики и откликом на эти запросы образовательных центров. В силу консервативности университетской среды и доминирования на факультетах журналистики филологической школы с ее логоцентризмом визуализация данных все еще воспринимается как дань массовой культуре, нечто второстепенное и необязательное по отношению к тексту. В обзоре обосновывается необходимость визуальной грамотности и обучения студентов приемам распознавания фейковых фотографий или видео, а также усиления критического мышления учащихся. Визуальная культура стала исследовательским полем и дает обширный материал для развития визуальной журналистики как перспективного формата медиаконтента. Даже сотрудники лучших редакций мира признают нехватку экспертов и менеджеров по визуализации и инфографике. Делается вывод о возможности «визуального переворота» в модернизируемых образовательных программах на журфаках при явно выраженной заинтересованности в этом медиакорпораций и правительственных заказчиков.

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ 

18-29 103
Аннотация
Анализируются статьи о прошлом и настоящем европейской юстиции, опубликованные в периодических общественно-политических («Русский вестник», «Отечественные записки», «Современник») и ведомственных (журналы, издаваемые министерствами) изданиях в 1857-1864 гг. в рамках обсуждения судебной реформы. Выявляются авторы - представители юридической профессуры или чиновничества, занимавшиеся данной проблематикой, и комплекс наиболее обсуждаемых ими тем: организация местной юстиции, адвокатуры и суда присяжных. Прослеживается дискуссия между сторонниками английской и французской систем правосудия, рассматривается их аргументация. Доказывается зависимость между окончательной ориентацией в печати на французскую модель и вступлением в должность министра юстиции Д. Н. Замятнина. Подчеркивается, что наряду с пиететом, выказываемым в отношении судебных систем европейских стран, встречались и скептические суждения о применении этих образцов в Российской империи.
30-38 123
Аннотация
Рассматривается процесс создания «Томских губернских ведомостей» в первые годы существования газеты. Особое внимание уделено формированию текстов официальной части газеты, что ранее не являлось предметом специального рассмотрения. В качестве основного источника использованы рукописные редакторские списки официальной части ведомостей за 1857-1858, 1863 гг., хранящиеся в ОРКП НБ ТГУ. На основе палеографического анализа выявлены переписчики номеров, охарактеризованы методы их работы, показан процесс редактирования. Реконструирован основной круг чиновников Томского губернского правления, занимавшихся выпуском газеты, охарактеризованы их основные обязанности. В целом избранный источник позволяет ответить на все поставленные вопросы.
39-48 125
Аннотация
Анализируются редакционно-издательские стратегии и тактики газеты «Народная летопись» в связи с социальной и литературной репутацией писателя-беллетриста Николая Дмитриевича Ахшарумова. Особое внимание уделено вхождению «Народной летописи» в журнально-газетную среду 1865 г.; анализируется программа газеты и ее реализация в 12 номерах издания. Опираясь на свидетельства мемуаристов (Е. И. Жуковская, А. В. Никитенко) и архивные материалы, автор статьи реконструирует отражение газеты в общественном сознании рассматриваемого периода. Основную проблему в настоящем исследовании составляет анонимность большинства публикуемых в «Народной летописи» материалов - фактически в каждом номере была указана только фамилия Ахшарумова, который формально нес ответственность за содержание каждой статьи. Тем не менее кратковременный эпизод такого номинального редакторства не отразился на литературной репутации писателя - в статье сделано предположение о том, как это связано с коммуникативной природой периодического издания.
49-61 121
Аннотация
Процессы глобализации, в которые вовлечена и Россия, актуализируют в памяти культуры нравственно-эстетический опыт взаимоотношения человека и природы, многогранно представленный на страницах дореволюционных периодических специализированных изданий, которые до сих пор находятся на периферии научной мысли. На материале популярных журналов о природе и охоте «Природа и охота» и «Русский охотник» выявляются направления этого взаимодействия и проблемно-тематическая направленность опубликованных произведений. Прослеживается вклад охотничьей прессы, издательский бум которой хронологически совпал с трагическими событиями отечественной истории, в решение практических задач - поиска социумом стабильных оснований для своего бытия и путей спасения от надвигающейся экологической катастрофы. Автор приходит к выводу, что журналы о природе и охоте позиционируют диалогическую модель освоения человеком многообразного мира природы.
62-74 148
Аннотация
Статья посвящена анализу цензурных дел российских архивов, в которых содержатся сведения о неосуществленных газетах и журналах таких городов Томской дореволюционной губернии, как Барнаул, Ново-Николаевск, Бийск, Каинск и др. Сохранившиеся в архивах сведения, в том числе программы задуманных изданий, позволяют сделать вывод об их типологическом статусе, а в ряде случаев выявить возможные при-чины, по которым издание не было осуществлено. Делается вывод о том, что типология большинства нереализованных изданий городов Томской губернии совпадала с газетами и журналами Томска, однако часть отражает стремление журналистов создать органы периодики новых типов. Полученные данные позволяют расширить представление о возможных векторах развития типологической картины местной периодической печати.
75-81 199
Аннотация
Рассматривается одно из ярких публицистических сочинений М. Горького - «Несвоевременные мысли». Основной площадкой, где публиковались очерки писателя, стала газета «Новая жизнь», основанная писателем вместе с В. А. Десницким в апреле 1917 г. и закрытая по личному распоряжению В. И. Ленина в июле 1918 г. В 1920 г. писатель решил выпустить отдельную книгу, дополнив ее очерками из другого цикла «Революция и культура» и заменив хронологический принцип расположения материала тематическим. В статье указывается, что в результате изменений, потеряв некоторые признаки, присущие журналистскому дискурсу с его линейной временной последовательностью, книга приобрела новые параметры, усилившие художественно-публицистическое звучание текста, который наряду с документальным материалом получал теперь более обобщенное значение. Важным принципом поэтики книги стало обретение баланса между энтимемой и примером как способом развертывания материала. Художественный прием, открытый Л. Н. Толстым в «Анне Карениной» и «Воскресении», позволил Горькому демистифицировать тезис о гуманном характере событий 1917-1918 гг. и создать объективную картину переворота, избегая как передержек со стороны большевистской прессы, так и диффамации, свойственной контрреволюционным изданиям. Вместе с тем достоверная анатомическая картина русской революции не избавила Горького от утопических надежд на культуру как средство общественного спасения. В этой утопии уже содержались предпосылки будущего союза Горького с большевиками, союза, который вызвал неоднозначную реакцию современников писателя и потомков.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 

82-91 133
Аннотация
В статье отражена программа и основные исследовательские вопросы для описания того, какое место на сайтах СМИ крупных городов Сибири занимает инфографика, а также отражены результаты первого этапа этой работы. В ходе первого этапа на материалах сплошной выборки инфографик шести интернет-СМИ Новосибирска, пяти - Красноярска и пяти - Омска показано, как хронологически этот формат представления данных развивался редакциями этих медиа, приведено количество опубликованных на этих сайтах инфографик в разные годы, определены СМИ, которые регулярно используют этот формат, и СМИ, для которых инфографика скорее редкость. Выявлено, что этот формат используется региональными СМИ избирательно, лишь немногие публикуют за год более полутора десятков инфографик. Тем не менее общее количество инфографик, которые удалось найти и включить в эмпирическую базу, довольно велико: сплошная выборка материалов этого формата, представленных либо в виде самостоятельных медиапродуктов в выделенных специально для них рубриках, либо в виде иллюстраций к обзорам, статьям и заметкам, - более пятисот. На втором этапе исследования к сформированной эмпирической базе будет применен метод контент-анализа, проанализированы аудиторные показатели соответствующих проектов, проведены экспертные интервью с представителями редакций анализируемых СМИ.
92-103 386
Аннотация
В рамках документального кино как целого анализируется телефильм «Украина. Маски революции» (реж. Поль Морейра, Франция, 2016 г.), основные жанровые характеристики которого сопоставимы с журналистским расследованием. Освещаются различные точки зрения на объективность / субъективность создателей документального фильма. В качестве ведущих принимаются принципы объективности «догментального» кино в терминах датского режиссера Ларса фон Триера. Доказывается, что стремление к соблюдению этих принципов не избавляет режиссера от некоторой пристрастности, проявляющейся в использовании ряда стратегий манипулятивного воздействия, а также психологического блефа, характерных для средств массовой информации. Неоднозначная реакция критиков и зрителей на фильм-расследование объясняется различием интерпретации последнего.
104-114 210
Аннотация
Публицистика как наиболее востребованный в отечественных масс-медиа вид творчества, развивающаяся на протяжении трех столетий, оказалась перед вызовами XXI в. Развитие цифровых и мультимедийных технологий, глобализация информации на всех уровнях СМК, визуализация контента - всё это потребовало поиска новых журналистских форматов и жанров. Наиболее эффективным способом стала инфографика. На основе анализа публикаций на сайте «ТАСС. Инфографика» предпринята попытка выявить доминирующие способы создания публицистического образа, а также определить, какими средствами в этом популярном виде медиатекста выражается позиция автора. Инфографика, сформировавшись как удобный формат «упаковки» большого объема информации, очевидно, эволюционирует в сторону публицистики, реагируя на такие тенденции, как «визуальный поворот» и персонификация журналистского текста.
115-128 503
Аннотация
Актуальность исследования связана с изучением трансформации традиционных медиа под влиянием современной цивилизации. Эти процессы отчетливо прослеживаются в журнальных изданиях, что связано с глобальностью данного рынка. Среди основных векторов деятельности современных СМИ - создание ценностей культуры и ценностей цивилизации. Если интеллектуальный журнал создает ценности культуры, ориентируясь на высокий уровень подготовки аудитории, то новый интеллектуальный журнал создает ценности цивилизации и формирует стиль жизни аудитории. Внутри группы интеллектуальных журналов выделены и проанализированы две подгруппы - классический интеллектуальный журнал («Неприкосновенный запас», «Новое литературное обозрение») и новый интеллектуальный журнал («Сноб», «Esquire»). Ключевой фактор возникновения нового интеллектуального журнала - формирование поколения интеллектуалов, обладающих дискретным, интерактивным мышлением, особой системой ценностей.
129-138 202
Аннотация
В XXI веке социальные сети стали идеальной площадкой для политической самопрезентации. Статья посвящена анализу стратегии самопрезентации губернатора Кузбасса С. Цивилева в соцсети «ВКонтакте» в период, предшествующий избранию. Именно при вхождении в регион политику необходимо продемонстрировать профессиональные качества, обозначить перспективы, завоевать уважение электората, добиться поддержки на выборах. В аккаунте С. Цивилева активно задействованы все каналы самопрезентации: представлен качественный аватар, содержательный и регулярно обновляемый контент, фотографии, видеоматериалы. В процессе самопрезентации активно используются тактики позиционирования, отождествления, создания «своего круга», являющиеся отражением имиджевых ролей «Простой человек», «Патриот», «Кадровый военный», «Антикризисный менеджер», «Доверенное лицо президента», в совокупности формирующие позитивный образ политика и позволяющие кандидату победить на выборах.
139-149 187
Аннотация
Представлены результаты анализа работы телевизионных каналов с YouTube-платформами. Авторами проанализированы материалы, подготовленные телеканалами «Россия К» (отечественный канал) и ARTE (франко-немецкий канал) и опубликованные на площадке YouTube в декабре 2018 г. Анализ проводился по таким критериям, как количество выпущенных материалов, просмотров, комментариев, характер контента (эфирный или специальный), информационные поводы, формат и хронометраж. Авторы приходят к выводу, что YouTube-каналы прекрасно дополняют эфирное телевещание, предоставляя зрителям возможность нелинейного просмотра и призывая пользователей к большей активности. Главным преимуществом канала ARTE является активная коммуникация с подписчиками, а среди достоинств «России К» можно выделить широкое тематическое своеобразие и регулярность выхода новых материалов.
150-165 389
Аннотация
Рассматривается проблема гибридизации медиадискурса, являющейся следствием дискурсивно-жанровой трансгрессии и вызывающей к жизни новые дискурсивные практики, в частности информационно-развлекательный дискурс. Одной из наиболее репрезентативных инстанций инфотейнмента служит комедийно-информационное шоу. «Чудотворное соединение» информационно-новостного и комедийного дискурсов позволяет говорить не только об играизации дискурса СМИ, но и о расширении границ комического. Дискурсивная практика «comedy news» изучается на материале американского ток-шоу популярного стендап-комика Джима Джеффриса. Внедрение стендап-технологий в информационно-новостной контент образует особую дискурсивную конфигурацию погружения-расширения инфотейнмента, характеризующуюся множественными интердискурсивностью, дестинаторностью, функциональностью. Комедийно-информационное шоу как результат технологизации и комплексной гибридизации представляет собой согласующийся с интересами общества потребления и постмодерниcтским Zeitgeist карнавальный медиа хронотоп.
166-176 185
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению нарративных медийных стратегий создания лонгрида исторической тематики в российском интернет-пространстве. Речь идет о документально-игровых сетевых ресурсах Михаила Зыгаря «1917 год. Свободная история» и «Карта истории». Делается вывод о том, что история - во многом объект, представляющий собой практически бесконечный материал для различного рода «экспериментов с форматами». В статье представлены различные взгляды исследователей на характер и современные механизмы медиасторителлинга. Отмечается, что игра ориентирует читателя-пользователя на иммерсивную природу исторического интернет-продукта: описаны такие способы привлечения внимания адресата, как анимация, инфографика, прием «прошлое в настоящем» - социальные сети становятся механизмом нарративной экспликации исторических событий. Отдельно рассматриваются материалы «Карты истории» с позиции их композиционного построения. Утверждается, что авторы проекта создали сложный и интересный ризоматический масс-медийный продукт, который можно воспринимать одновременно и как историческое свидетельство, и увлекательную документальную игру, и журналистский лонгрид, и художественный текст

ЯЗЫКИ И ДИСКУРСЫ СМИ 

177-187 203
Аннотация
Статья посвящена изучению массовой речевой культуры как проявления общей тенденции к медиатизации социальных коммуникаций. Массовая речевая культура рассматривается как стандарты речевого общения, используемые множеством людей независимо от их статуса и социальной роли в публичном общении и в повседневной жизни. В фокусе исследования находятся три проявления массовой речевой культуры: представления о речевом идеале, тематические допущения / ограничения и «вирусный» характер распространения речевых новаций. На основании проведенного анкетирования филологов и репрезентативной выборки из компьютерной базы данных «Медиалогия» сделаны выводы о существенных признаках массовой речевой культуры.
188-198 171
Аннотация
Особую роль в легитимизации политических отношений играют сегодня новые медиа. Анализ новостного дискурса позволяет выявить основные механизмы узаконивания решений политических институтов. Описание дискурсивной специфики конструирования политических решений выполнено на материале интернет-текстов британской газеты «The Guardian», освещающих события в Венесуэле в январе 2019 г. Анализ эмпирической базы демонстрирует наличие в медиадискурсе, посвященном событиям в Латинской Америке, нескольких групп субъектов. Их статусная репрезентация как акторов дискурса позволяет СМИ объективизировать формируемую в сознании общества медиакартину мира. В результате анализа сделан вывод об использовании газетой «The Guardian» определенных способов представления участников событий в Венесуэле, целью которых является обоснование легитимности действий нового оппозиционного лидера. В перспективе исследования - проведение сопоставительного анализа новостного дискурса британских и российских новых медиа.
199-211 1157
Аннотация
Предлагается семиотический подход к анализу рекламных слоганов как знаков, осуществляющих свои функции в коммуникативной ситуации взаимодействия рекламодателя и клиента. Рассмотрены языковые механизмы вовлечения адресата в создание рекламного образа, способы презентации товара или услуги, воздействия на адресата. Разбираются примеры реализации основных функций знака - идентификации, регулирования и моделирования - в рекламном слогане. Тем самым анализ рекламы служит иллюстрацией предложенной функциональной классификации знака и конкретных языковых механизмов взаимодействия.
212-223 516
Аннотация
На основе анализа медиатекстов на трех языках рассматриваются особенности использования оценочных контекстов в профессиональных медиаизданиях (новостные тексты качественной прессы) и в гражданской журналистике (блоги). Предлагается количественный и качественный анализ оценки. Для количественного анализа вводится понятие индекса оценочности медиатекста, характеризующего соотношение оценочной лексики и общего количества слов в тексте. Результаты анализа демонстрируют незначительное преобладание индекса оценочности в гражданских медиатекстах при сравнении с текстами профессиональных медиа. Качественный анализ позволяет дать классификацию средств, используемых для выражения рациональной и эмоциональной оценки в рассматриваемых медиатекстах.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)