Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Механизмы легитимизации в медиадискурсе (на материале интернет-СМИ)

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-6-188-198

Аннотация

Особую роль в легитимизации политических отношений играют сегодня новые медиа. Анализ новостного дискурса позволяет выявить основные механизмы узаконивания решений политических институтов. Описание дискурсивной специфики конструирования политических решений выполнено на материале интернет-текстов британской газеты «The Guardian», освещающих события в Венесуэле в январе 2019 г. Анализ эмпирической базы демонстрирует наличие в медиадискурсе, посвященном событиям в Латинской Америке, нескольких групп субъектов. Их статусная репрезентация как акторов дискурса позволяет СМИ объективизировать формируемую в сознании общества медиакартину мира. В результате анализа сделан вывод об использовании газетой «The Guardian» определенных способов представления участников событий в Венесуэле, целью которых является обоснование легитимности действий нового оппозиционного лидера. В перспективе исследования - проведение сопоставительного анализа новостного дискурса британских и российских новых медиа.

Об авторе

И. В. Савельева
Кемеровский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ван Дейк Т. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации: Пер. с англ. М.: Либроком, 2013. 344 с.

2. Волчек В. А., Орлова О. Г. Признаки «величия» России в дискурсе о Сочи-2014 // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 6. С. 157-162.

3. Дубровская Т. В., Кожемякин Е. А. Дискурс межнациональных отношений: конструктивистская парадигма // Дискурс-Пи. 2017. № 3-4 (28-29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ diskurs-mezhnatsionalnyh-otnosheniy-konstruktivistskaya-paradigma (дата обращения 20.01. 2019).

4. Дубровская Т. В., Кожемякин Е. А. Конструирование межнациональных отношений в СМИ: специфика репрезентаций // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 18 (215). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-mezhnatsionalnyhotnosheniy-v-smi-spetsifika-reprezentatsiy (дата обращения 31.01.2019).

5. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: Монография. 8-е изд., испр. и доп. М.: URSS, 2017. 308 с.

6. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод: Пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. 352 с.

7. Карасик В. И. Речевая коммуникация: дискурсивный аспект // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2012. № 1 (21). С. 23-33.

8. Мардиева Л. А. Виртуальная действительность в языковой и внеязыковой репрезентации (на материале медиатекстов): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Казань, 2016. 52 с.

9. Мезенцева А. В. Семиозис «ценностного причинения» как онлайн-стратегия СМИ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 60-68.

10. Руженцева Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе: Монография. Екатеринбург, 2004. 294 с.

11. Руженцева Н. Б., Антонова Ю. А. Межнациональный дискурс: модель в контексте эпохи: Монография. Екатеринбург, 2013. 292 с.

12. Силантьев И. В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. 2004. № 7. С. 98-123.

13. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е изд. М.: Олма-Пресс, 2002.

14. Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 279 с.

15. Чернышова Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: Дис. … д-ра филол. наук. Барнаул, 2005. 578 с.

16. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2008. 256 с.

17. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. New York, Anchor Books, 1967, 240 p.

18. Cap P. Language and Legitimization: Developments on the Proximization Model of Political Discourse Analysis. Lodz Papers in Pragmatics, 2005, vol. 1, p. 7-36.

19. Doudaki V. Legitimation Mechanisms in the Bailout Discourse. Javnost - The Public, 2015, no. 22 (1), p. 1-17. DOI 10.1080/13183222.2015.1017284.

20. Media Effects: Advances in Theory and Research. Eds. J. Bryant, D. Zillmann. Тaylor & Francis, 2002, 634 p.

21. Van Zounen L. False Consciousness and Media Effects. In: The International Encyclopedia of Media Effects. Eds. P. Rossler, C. Hoffner, L. Van Zoonen. Wiley & Sons, 2017, p. 564-580.


Рецензия

Для цитирования:


Савельева И.В. Механизмы легитимизации в медиадискурсе (на материале интернет-СМИ). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019;18(6):188-198. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-6-188-198

For citation:


Saveleva I.V. Legitimization Mechanisms in the Media Discourse (A Case Study of the New Media). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2019;18(6):188-198. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-6-188-198

Просмотров: 192


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)