Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Концепт ДЕНЬГИ в фильме А. Звягинцева «Елена»: вербальная и визуальная репрезентация

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-9-36-43

Аннотация

Рассматривается многоуровневая репрезентация концепта ДЕНЬГИ в художественном фильме А. Звягинцева «Елена»: сюжетная, визуальная и вербальная. Деньги являются в первую очередь сюжетообразующим элементом, поскольку именно из-за них происходит конфликт между главными героями, трагичное разрешение которого демонстрируется на протяжении фильма. На визуальном уровне концепт репрезентируется, во-первых, эксплицитно, через постоянную демонстрацию денег в кадре, во-вторых, имплицитно, с помощью образов, отражающих уровень достатка людей. Очень яркий визуальный контраст наблюдается между «миром богатых», главным представителем которого в фильме является Владимир, и «миром бедных», в котором живет семья сына Елены. Главная героиня соединяет эти два мира. На вербальном уровне, проявляющемся в репликах героев, было выделено несколько признаков концепта ДЕНЬГИ. Ряд этих признаков связан с функционированием денег, их использованием в повседневной жизни, юридическими аспектами, обеспечивающими законное распоряжение финансами. В речи Владимира присутствуют вербальные показатели, выражающие его восприятие денег как символа труда, ответственности за свою жизнь и за благополучие своей семьи, зрелости, самостоятельности. Анализ речи Елены и ее родственников выявил совершенно иные репрезентанты концепта, показывающие, что в их понимании деньги - это помощь, поддержка, которую необходимо оказывать в трудной ситуации. К периферийным концептуальным признакам относятся смысл жизни и свобода.

Об авторе

А. А. Алексеева
Новосибирский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Афонина Ю. В. Концепт «Дом» в творчестве С. А. Есенина и фильмах А. Тарковского // Со временное есениноведение. 2017. № 4 (43). С. 66-71.

2. Гетман А. А. Лингвокультурный концепт «Верность» (на материале сценария к художественному фильму «Kingdom of Heaven») // Путь науки. 2015. № 2 (12). С. 80-82.

3. Зарецкая А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе // Вестник Челяб. гос. ун-та, 2008. № 16 (117). С. 70-74.

4. Языкознание Капитонов Д. С. Концепт «маленький человек» в фильмах Киры Муратовой «Чувствительный милиционер» (1992) и «Увлечения» (1994) // Артикульт. 2013. № 10. С. 124-130.

5. Коссаковска-Марас М. Особенности репрезентации концепта ДОМ в советском и современном российском кинематографе // Мова. 2014. № 21. C. 83-88.

6. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. 4-е изд., стереотип. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015.

7. Самодурова В. Ю. Семиотическое выражение концепта «СУПЕРМЕН» в «Бондиане» // Вестник Иркут. гос. лингвист. ун-та. 2010. № 2. С. 150-156.

8. Шестакова И. В. Образ дома и дороги в кинотворчестве В. М. Шукшина // Изв. АлтГУ. Филология и искусствоведение. 2014. № 2 (82). С. 205-208.


Рецензия

Для цитирования:


Алексеева А.А. Концепт ДЕНЬГИ в фильме А. Звягинцева «Елена»: вербальная и визуальная репрезентация. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019;18(9):36-43. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-9-36-43

For citation:


Alekseeva A.A. The Concept of MONEY in the Feature Film Elena by A. Zvyagintsev: Verbal and Visual Representations. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2019;18(9):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-9-36-43

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)