Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Репрезентация индивидуально-авторской картины мира кинорежиссера Андрея Тарковского в рассказе «Белый день»

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-2-40-56

Аннотация

Статья посвящена описанию ключевых элементов концептуального пространства рассказа Андрея Тарковского «Белый день». На основе концептуального анализа текста с привлечением эксперимента выявлены ключевые концепты, репрезентированные в рассказе: МАТЬ, ВОДА, ДЕТСТВО, ВОЙНА, БОГАТСТВО, ГОРЕ, СЧАСТЬЕ, ТИШИНА, ДОМ, ЦЕРКОВЬ, СТРАХ, ПАМЯТЬ. Сопоставление рассказа с фильмом Андрея Тарковского «Зеркало», сценарий которого включает эпизод, описанный в рассказе, показало, что концептуальное пространство рассказа является основой для формирования концептосферы фильма.

Об авторах

М. С. Берендеева
Новосибирский государственный университет
Россия


Н. А. Борзенкова
Новосибирский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ахматова А. А. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1977. 528 с.

2. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; практикум. М.: Флинта: Наука, 2005. 496 с.

3. Берендеева М. С. «Жертвоприношение» как один из ключевых концептов индивидуальной картины мира А. А. Тарковского // Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. С. 157-169.

4. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.

5. Киричук Е. В. Образ Матери в фильме А. Тарковского «Зеркало» // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 30-39.

6. Лаппо М. А. Дискурс идентичности и национальное самосознание («русский европеец» Андрей Тарковский) // Лингвокультурология. 2014. № 8. С. 121-125.

7. Перепелкин М. А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания: Моногр. Самара: Самар. гос. ун-т, 2010. 480 с.

8. Савельева Е. А. Живопись в кинотворчестве Андрея Тарковского: образно-художественный анализ: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2017. 22 с.

9. Сальвестрони С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура / Пер. с итал. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012. 237 с.

10. Салынский Д. А. Киногерменевтика Андрея Тарковского. М.: Квадрига, 2009. 576 с.

11. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.

12. Стогниенко А. Ю. Художественное пространство в рецепции Андрея Тарковского: теория и практика: Автореф. дис. … канд. культурологии. Иваново, 2013. 23 с.

13. Тарковский А. А. Белый день // Искусство кино. 1970. № 6. С. 109-114.

14. Тарковский А. А. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 1: Стихотворения. 462 с.


Рецензия

Для цитирования:


Берендеева М.С., Борзенкова Н.А. Репрезентация индивидуально-авторской картины мира кинорежиссера Андрея Тарковского в рассказе «Белый день». Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020;19(2):40-56. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-2-40-56

For citation:


Berendeeva M.S., Borzenkova N.A. The Representation of the Film Director Andrei Tarkovsky’s Individual Artistic Worldview in the Short Story A White, White Day. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2020;19(2):40-56. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-2-40-56

Просмотров: 183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)