Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

«Группы смерти»: медиаконструирование социальной проблемы в обществе постправды

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-121-130

Аннотация

Рассматриваются особенности медиаконструирования социальной проблемы российскими СМИ на примере кейса «групп смерти» (2015-2017 гг.) в контексте влияния общества постправды на массовую коммуникацию. В ходе анализа выявляются факторы, формирующие искажение представлений о социальной проблеме, проводится аналогия с распространением в СМИ фейковых новостей. Особое внимание уделяется роли государства в медиаконструировании социальной проблемы «групп смерти» и ее идеологическом наполнении. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что в обществе постправды медиаконструирование социальной проблемы протекает при эмоциональном, некритичном восприятии недостоверной, идеологически заостренной информации. С использованием фактического материала показывается разрыв между сконструированным в СМИ представлением о «группах смерти» и их реальным социальным значением.

Об авторах

Р. В. Жолудь
Воронежский государственный университет
Россия


В. В. Фурсова
Воронежский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Архипова А. С. и др. Группы смерти: от игры к моральной панике. М.: РАНХиГС, 2017. 24 с.

2. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 c.

3. Елисеева М. А. Революция как кризис духовного наследия: механизмы медиаконструирования // Философия времени: онтологические начала и ценностные дискурсы. Саратов: КУБиК, 2017. С. 93-97.

4. Жолудь Р. В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 117-124.

5. Садчиков Д. И. Фейковые новости в социальных сетях: механизмы распространения и воздействия на аудиторию // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург: Ин-т современных технологий управления, 2018. С. 753-764.

6. Тузиков А. Р. Теории идеологии в западной социологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурсивных практик масс-медиа. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2003. 60 с.

7. Хорошилов Д. А. Оцифрованный разум: медиатизация социального познания в культуре, науке и искусстве // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 9-22.

8. Шайхитдинова С. К. Медиатеория: и «физики», и «лирики» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. «Гуманит. науки». 2010. № 5. С. 120-132.

9. Ball J. Post-Truth: How Bullshit Conquered the World. London, 2017, 320 p.

10. Couldry N., Hepp A. The mediated construction of reality. Cambridge, 2017, 290 p.

11. Fletcher К. et al. Measuring the reach of “fake news” and online disinformation in Europe. Reuters Institute for the Study of Journalism. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/measuring-reach-fake-news-and-online-disinformation-europe (accessed: 20.02.2020).

12. Keyes R. Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. New York, 2004, 312 p.

13. Shao Сh. et al. The spread of low-credibility content by social bots. Nature Communications, 2018, vol. 9. URL: https://arxiv.org/abs/1707.07592v4 (accessed: 20.02.2020).

14. Vosoughi S. et al. The spread of true and false news online. Science, 2018, vol. 359, no. 6380. URL: http://science.sciencemag.org/content/359/6380/1146 (accessed: 20.02.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Жолудь Р.В., Фурсова В.В. «Группы смерти»: медиаконструирование социальной проблемы в обществе постправды. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020;19(6):121-130. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-121-130

For citation:


Zholud R.V., Fursova V.V. “Death Groups”: The Media Construction of a Social Problem in the Post-Truth Society. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2020;19(6):121-130. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-121-130

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)