Том 19, № 6 (2020)
Скачать выпуск
PDF
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
9-20 156
Аннотация
Анализируются редакционно-издательские стратегии и тактики иллюстрированного еженедельника «Искра», направленные на дискредитацию беллетристического отдела журналов «Всемирный труд» и «Заря». На материале фельетонов, сатирических очерков, отзывов и оценок современников изучается репутация изданий, анализируются принципы конструирования символического капитала (и его подрыва) редакцией «Искры». Создавая антимир русской жизни и русской журналистики, «Искра» уделяла особое внимание дискредитации изданий консервативного вектора и славянофильской периодики. Выдвинута гипотеза, согласно которой такая тактика имела не только (и не столько) идеологические задачи, сколько коммерческие. Буквальное «выдавливание» и «выживание» оппонентов из литературно-журнального поля было принципом существования «Искры» - способом конвертации символического капитала в реальный, исчисляемый количественными показателями, среди которых число подписчиков и тиражи издания. Отдельное внимание уделено полемике, развернувшейся вокруг романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Приводятся фрагменты прозаических и стихотворных фельетонов Д. Минаева и М. Стопановского, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.
21-32 132
Аннотация
Рассматриваются особенности осуществления цензурного надзора за частной периодической печатью Томска, которая в конце XIX в. была представлена двумя газетами: «Сибирская газета» (1881-1888) и «Сибирский вестник» (1885-1905). Для анализа привлечены архивные материалы Главного управления по делам печати, хранящиеся в РГИА, воспоминания и письма участников томских газет конца XIX в. Подробно анализируется «Записка о затруднениях с цензурированием частных периодических изданий в Томске», входящая в состав дела об издании «Сибирской газеты» в Томске. Описываются этапы прохождения предварительной цензуры томских частных периодических изданий, организация деятельности по цензурированию газет и условия, в которых работали томские цензоры. Делается вывод о том, что отсутствие отдельного цензора было серьезным препятствием для развития газетного дела в Томской губернии.
33-47 172
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса становления журналистики как профессии, ее институализации в Европе, США и в России на рубеже XIX-ХХ вв. Основное внимание уделено формированию и развитию профессиональных организаций. Это процесс был связан с появлением внутрикорпоративной, профессиональной рефлексии и нашел отражение как в публикации исследований и аналитических записок, в которых рассматривались деятельность прессы, ее функции и статус, так и в разработке этических кодексов, формировании специфических профессиональных институций. Потребность в консолидации журналистов, издателей и других групп, действующих в издательской сфере, для реализации специфических функций периодической печати, защиты своих профессиональных интересов, взаимодействия с системой государственной власти и обществом привели к формированию новых корпоративных структур со своей внутренней иерархией, созданию специализированных организаций, выработке профессионально-этических норм.
48-58 135
Аннотация
Рассматривается освещение в русской и зарубежной печати подготовки и проведения С. П. Дягилевым первого «Русского сезона» в Париже (затем в Берлине) в 1906 г., ставшего началом реализации масштабной деятельности импресарио в Западной Европе, целью которой была пропаганда почти неизвестного в то время европейцам русского искусства. Основой этого культурного проекта стала выставка «Два века русской живописи и скульптуры», на которой он экспонировал древнерусские иконы, работы лучших русских мастеров XVIII в. - первой половины XIX в., а также полотна «мирискусников» - представителей русского символизма и модернизма. Цитируя переписку художников - друзей Дягилева, воспоминания современников, публикации в печати, а также современные исследования, автор подчеркивает, что удача первого «Русского сезона» подготовила почву для проведения дальнейших культурных мероприятий по ознакомлению Западной Европы с разнообразными достижениями русского искусства и их успеха у критиков и публики.
59-69 154
Аннотация
Статья посвящена выявлению роли специализированного журнала Новониколаевска (Новосибирска) «Сибирский рабселькор» в становлении регионального медиаобразования в 1920-е годы. Автор рассматривает приемы работы редколлегии журнала, направленные на формирование у внештатных корреспондентов газет профессиональных умений и навыков, необходимых для создания журналистского текста: изучение основных положений теории журналистики на примерах конкретных авторских публикаций, анализ удачных и неудачных информационных материалов, обсуждение проблемных вопросов рабселькоровского движения. В статье выявлены виды организации обратной связи редакции и авторов-читателей журнала: вовлечение внештатных корреспондентов в обсуждение дискуссионных вопросов, обобщение опыта редакций лучших стенных газет и работы рабселькоровских кружков, публикация предложений читателей по совершенствованию рабселькоровской работы. Делается вывод о том, что редакцией «Сибирского рабселькора» уделялось внимание не только идейно-политическому содержанию материалов рабселькоров, но и их форме.
70-87 205
Аннотация
Исследуются особенности мифологической модели, отраженной в публицистике В. Распутина 1990-2000-х гг. Выявляется комплекс взаимосвязанных мифов и мифологем: эсхатологический миф; образы внутреннего и внешнего врага; представление об уникальной миссии России как последнего православного государства; утопическое представление о власти как сочетание «державного мифа» и народной веры в справедливого царя. Показано сочетание в авторском мифе элементов «советского» мифа, идеализирующего Советский Союз, и «русской идеи» в ее древнейшем варианте как отражения теории «Третьего Рима». Основой мифотворчества В. Распутина признается этический категоризм как основа мировоззрения писателя. Прослеживаются способы конструирования мифа. Авторская мифологическая модель является частью консервативного дискурса.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
88-101 193
Аннотация
Представлены результаты анализа официальных сообществ телеканала «Россия К» в таких социальных сетях, как Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и Instagram. Для анализа были выбраны материалы, опубликованные в период с 13 по 19 января 2020 года. Анализ проводился по таким критериям, как количество постов, охват, реакция аудитории (выражается в лайках и комментариях), характер общения с аудиторией, тип контента (эфирная продукция, материалы с сайта, уникальный контент), форма подачи материала (текст, видео). В результате было выявлено, что официальные сообщества имеют свое уникальное лицо и не повторяют эфирную и онлайн-версии канала.
102-120 188
Аннотация
Отражены результаты изучения бытования инфографик на сайтах крупных городов Сибири - второго этапа изучения материалов этого формата в региональных СМИ. В ходе первого этапа на материалах сплошной выборки инфографик наиболее цитируемых интернет-СМИ городов-миллионников Сибирского федерального округа было показано, как хронологически развивался этот формат представления данных и какое количество инфографик опубликовано в разные годы на этих сайтах. На втором этапе исследования к сформированной эмпирической базе по интернет-СМИ Красноярска и Омска был применен метод контент-анализа и типологический метод, а также проанализированы аудиторные показатели соответствующих проектов. В итоге в статье приводятся количественные и содержательные характеристики разных типов инфографик, причем типология проводилась по разным основаниям: автономность от сопровождающего текста, интерактивность, тип представления данных (процессов, объектов), которому соответствует созданная информационная графика. В тексте также описываются различные редакционные особенности создания инфографики в семи проанализированных интернет-СМИ, приводятся ответы на вопросы: самостоятельно редакции создают инфографику или заимствуют, в информационных или рекламных целях, какие темы визуализируют таким образом, какими источниками данных пользуются, в каких программах работают и т. п. А анализ аудиторных показателей позволяет сделать вывод о том, помогает ли наличие инфографики в тексте увеличить количество его прочтений.
121-130 158
Аннотация
Рассматриваются особенности медиаконструирования социальной проблемы российскими СМИ на примере кейса «групп смерти» (2015-2017 гг.) в контексте влияния общества постправды на массовую коммуникацию. В ходе анализа выявляются факторы, формирующие искажение представлений о социальной проблеме, проводится аналогия с распространением в СМИ фейковых новостей. Особое внимание уделяется роли государства в медиаконструировании социальной проблемы «групп смерти» и ее идеологическом наполнении. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что в обществе постправды медиаконструирование социальной проблемы протекает при эмоциональном, некритичном восприятии недостоверной, идеологически заостренной информации. С использованием фактического материала показывается разрыв между сконструированным в СМИ представлением о «группах смерти» и их реальным социальным значением.
131-140 1525
Аннотация
Актуальность исследования связана с изучением трансформации медиапотребления молодого поколения под влиянием реалий информационного общества. Теоретическое значение работы связано с выявлением степени объективности обоснования дифференциации молодого поколения медиапотребителей на две подгруппы - Y и Z. Эмпирической базой послужили как результаты исследований медиапотребления молодого поколения, представленные различными отечественными авторами, так и собственное исследование медиапотребления тамбовских школьников и студентов. Материал исследования - сетевые издания Meduza и NR, которые были названы в качестве источника новостей большинством опрошенных миллениалов и центениалов. В работе проводится сравнение особенностей медиапотребления поколений Y и Z, выявляются идентичные характеристики и дифференцирующие признаки нового поколения.
141-158 174
Аннотация
Актуализируются и систематизируются теоретические знания в области исследования отечественных литературно-драматических программ. Автор анализирует понятийный аппарат выбранного сегмента, предложенный теоретиками радиожурналистики за все время существования отечественного радиовещания, с учетом специфики трансформации контента в условиях современного медиарынка. Основой исследования стал анализ жанровой принадлежности 49 циклов «Детского радио» - единственной радиостанции России, в контенте которой доминируют литературно-драматические программы. Несмотря на регулярность появления таких программ не только в эфире, но и в Интернете, вопрос дефиниции их жанров остается открытым. В частности, основного для данного направления понятия «радиоспектакль» наиболее влиятельные теоретики касаются лишь косвенно. В настоящем исследовании автор более четко прорабатывает жанровую систему литературно-драматических программ.
159-170 173
Аннотация
Представлены результаты анализа работы русскоязычных разговорных радиостанций с YouTube-платформой. Проанализированы аккаунты тринадцати информационных и разговорных радиостанций, вещающих в России, и материалы, опубликованные на площадке YouTube. Анализ проводился летом и осенью 2019 г. по таким критериям, как количество выпущенных материалов, просмотров, комментариев, лайков, характер контента (эфирный или специальный), информационные поводы, формат и хронометраж. Автор приходит к выводу, что большинство из анализируемых радиостанций, за исключением тех, кто синергируют с производителями видеоконтента или прицельно развивают данный ресурс, пока не умеют пользоваться инструментами YouTube, не понимают специфики работы с аудиторией на данной платформе и не могут конкурировать с топовыми блогерами.
171-179 221
Аннотация
Представлены результаты исследования информационного вещания развлекательной станции «Радио Дача» с 2011 по 2019 г. Автор анализирует принципы верстки информационных выпусков (16,5 тыс. новостных блоков) и выявляет общую концепцию их формирования. Удалось установить, что верстка и «наполнение» новостей на «Радио Дача» на протяжении изучаемого периода являются статичными, политика формирования информационного блока за это время не изменилась. Слушатели получают информацию о прагматичной, но волнующей их стороне жизни без аналитики. Особое значение уделяется качественному рерайту, характер наполнения выпуска идентичен, а информационная повестка в целом схожа с федеральными СМИ.
ЯЗЫКИ И ДИСКУРСЫ СМИ
180-193 193
Аннотация
Описывается четырехуровневая модель образа автора публицистического текста. Рассматриваются структура, семантика и функции метатекста. Анализируется формирование смыслов с помощью метатекстовых единиц на уровне содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации. Авторы выделяют основные функции метатекста в жанре колонки: когезия, разграничения субъектно-речевых планов повествования, характеристика слов и высказываний как сигналов эпохи или социальной ситуации, моделирование образа автора и др. Особой функцией метатекста считается текстотипизирующая. Также авторы выделяют различные типы метатекстовых элементов, в том числе скрытый метатекст и фиктивный метатекст. Предлагается образец метатекстового анализа медиапроизведения. Анализируются речевая маска и метатекстовое поведение как компоненты образа автора.
194-204 141
Аннотация
В современных СМИ, в том числе белорусских, отмечается доминирование экспрессии над стандартом. Журналисты, формируя новые смысловые оттенки, создают нестандартные лексемы с двойной мотивацией. Анализ показал преобладание в русскоязычной печати Беларуси словообразовательных окказионализмов, созданных посредством морфологической аффиксации и сложения. Среди грамматических окказионализмов, своей формой актуализирующих семантику создаваемой единицы, наиболее частотны адъективные. Лексические окказионализмы возникают в результате контекстуального расширения или переосмысления значения нормативной лексемы. Замена, усечение или вставка звука в узуальную лексему создает фонетический окказионализм. Фразеологизированные сочетания окказионального характера менее частотны. Визуальной доступностью объясняется возрастание количества образований, полученных в результате шрифтовой актуализации элемента узуальной лексемы. Особую значимость в коммуникации журналиста и читателя приобретает проблема кода, поскольку в погоне за эффектностью может утратиться эффективность аттрактивного воздействия.
205-215 106
Аннотация
Рассматривается проблема имени как символической пристежки (маркера), присваиваемой культурному объекту в процессе коммуникации. Раскрываются особенности сигнификации журналов поэзии в традиции и в киберпространстве. Для выяснения отличий обозначающего и обозначаемого используется сопоставление двух дискурсов: структурализма и постструктурализма как проявлений модерного и постмодерного путей мысли. Если в модерне имя воплощает событие смысла, в постмодерне порождает его, то при радикальном разрыве с данной оппозицией имя журнала должно удерживать его как постсобытийный субъект коммуникации.
216-227 1908
Аннотация
Цель исследования связана с проецированием художественной концепции «новой искренности» на сферу политики. Сформировавшееся в конце XX в. в искусстве и литературе направление «новой искренности» рассматривается применительно к современному политическому дискурсу. «Новая искренность» обнаруживается в преодолении разрушительной силы иронии и возрождении проверенных временем общечеловеческих ценностей. Автор статьи исходит из посылки, что современная медиасреда располагает к проявлениям «новой искренности» и создает условия для проникновения этого тренда в сферу политической коммуникации. «Новая искренность» в политике понимается как открытое позиционирование политического деятеля через самоидентификацию и предложение такой же открытой позиции своему адресату. Образцы данного коммуникативного тренда в политических дискурсивных практиках представлены в исследовании текстами разных жанров. Примером разрушения формата новогоднего обращения главы государства на основе стратегии «новой искренности» является поздравление украинского народа с Новым годом президента Украины Владимира Зеленского (2020). В качестве нарушающего жанровые стандарты выборной агитации примера анализируется предвыборная листовка московского политика и общественного деятеля Максима Каца. Отрицательные эффекты «новой искренности» в публичном дискурсе иллюстрируют откровенные высказывания политиков, депутатов, чиновников, разрушающие их имидж как избранников народа. Автор считает, что в современной медиасреде формируется тренд «новой политической искренности», где серьезность разговора сочетается с доверительностью интонации и экспликацией личностного начала политика, а общечеловеческие ценности превалируют над государственными идеологемами. С другой стороны, современные коммуникационные технологии не оставляют шанса для сокрытия информации о «непрогнозируемой искренности» политиков и чиновников, которая становится предметов критического осмысления в новой медийной реальности.
228-238 137
Аннотация
Представлены результаты моделирования массмедийного концепта ПРОТЕСТ на материале российского медиаполитического дискурса. Когнитивно-дискурсивный анализ текстов о протестах, связанных с выборами в Московскую городскую Думу в 2019 г., на сайте aif.ru позволил уточнить представления о концептуальной структуре протеста как части картины мира современного российского общества, выявить векторы идеологического и смыслового развития концепта. В результате анализа текстов о протестах охарактеризованы доминантные психолингвистические сценарии и интенциональные модели, особенности дискурсивных практик российского политического протеста; интенции, стиль общения журналистов и способы коммуникативного воздействия на целевую аудиторию. Для создания негативного имиджа протестующего оппозиционера в текстах aif.ru наиболее часто используется доминантный сценарий «Обман» в сочетании со сценариями «Планирование / намерение» и «Неадекватность». Интенциональная группа «мы» оценивается преимущественно позитивно (самопрезентация), реже - нейтрально (информация), а интенсивность негативной оценки группы «они» («чужие») по мере развития ситуации протеста нарастает (от критики, обвинения до разоблачения). К основным коммуникативным стратегиям представления в медиатекстах протестующих относятся стратегия дискредитации, умаления авторитета.
239-249 186
Аннотация
Тенденция изучения фотоконтента в современном медиапространстве набирает обороты и актуализирует проблемы интерпретации визуального образа. Под воздействием технологических новаций фотографический процесс трансформируется и требует не только профессиональной саморефлексии, но и подробного изучения с опорой на современные подходы и методы реконструкции текстов. Метод семиотического анализа и метод языкового поля позволяют выявить и проинтерпретировать смыслы, заложенные в фотопроектах. Семиотическая интерпретация ориентирована на анализ визуального образа, который представляет собой культурно обусловленную систему знаков. В свою очередь метод языкового поля позволяет выявить ключевые понятия в определенной тематике и связать их с периферийными, дополняющими ядро. В данной статье перспективность использования данных методов демонстрируется на материале фотопроектов В. Кламма и Ф. Тёлкова.
250-257 483
Аннотация
Рассматривается воздействие неориторической теории Х. Перельмана на феномен постправды. Термин «постправда» появился в 1990-е гг., однако пик его популярности приходится на 2016-2020 гг. В 2016 г. оксфордский словарь отнес его к самому частотному слову, упоминаемому в СМИ. Причина такой популярности, по мнению большинства исследователей, связана с распространением и функционированием социальных сетей, где объективные факты оказываются менее влиятельными для общественного мнения в сравнении с эмоциями и персональными верованиями. Последнее пятилетие характеризуется постоянно нарастающим количеством работ, исследующих явление постправды в аспектах политологии, социологии, психологии, этики. Вместе с тем за эти годы не появилось статей, в которых постправда трактовалась бы как риторический феномен. Автор статьи пытается восполнить этот пробел и выделяет основные черты, характеризующие риторику постправды, среди которых выделяются тенденциозный отбор фактов и способов их размещения в медиасреде, жесткая схема нарратива, включающая четыре элемента: медийную персону, криминальное происшествие, пошаговое нарастание интриги и двусмысленный финал. Кроме того, чтобы стать постправдой, моделирование события должно содержать внутри себя определенный энергетический потенциал, обеспечивающий столкновение альтернативных версий. Таким образом, постправда как прием информационной войны и/или овладения интересом со стороны массового сознания стала возможной благодаря кардинальному изменению медиапространства. В то же время ее скрытые посылки однозначно апеллируют к неориторической теории Х. Перельмана.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 1818-7919 (Print)