Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается воздействие неориторической теории Х. Перельмана на феномен постправды. Термин «постправда» появился в 1990-е гг., однако пик его популярности приходится на 2016-2020 гг. В 2016 г. оксфордский словарь отнес его к самому частотному слову, упоминаемому в СМИ. Причина такой популярности, по мнению большинства исследователей, связана с распространением и функционированием социальных сетей, где объективные факты оказываются менее влиятельными для общественного мнения в сравнении с эмоциями и персональными верованиями. Последнее пятилетие характеризуется постоянно нарастающим количеством работ, исследующих явление постправды в аспектах политологии, социологии, психологии, этики. Вместе с тем за эти годы не появилось статей, в которых постправда трактовалась бы как риторический феномен. Автор статьи пытается восполнить этот пробел и выделяет основные черты, характеризующие риторику постправды, среди которых выделяются тенденциозный отбор фактов и способов их размещения в медиасреде, жесткая схема нарратива, включающая четыре элемента: медийную персону, криминальное происшествие, пошаговое нарастание интриги и двусмысленный финал. Кроме того, чтобы стать постправдой, моделирование события должно содержать внутри себя определенный энергетический потенциал, обеспечивающий столкновение альтернативных версий. Таким образом, постправда как прием информационной войны и/или овладения интересом со стороны массового сознания стала возможной благодаря кардинальному изменению медиапространства. В то же время ее скрытые посылки однозначно апеллируют к неориторической теории Х. Перельмана.

Для цитирования:


Шатин Ю.В. Постправда как риторический феномен в современном медиапространстве. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020;19(6):250-257. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257

For citation:


Shatin Y.V. Post-Truth as a Rhetorical Phenomenon in Modern Media Space. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2020;19(6):250-257. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-6-250-257

Просмотров: 561


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)