Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Змея и ее хтоническая сущность в традиционных верованиях, языке и фольклоре хакасов

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-5-142-153

Аннотация

Впервые представлена характеристика образа змеи, как хтонического существа в традиционном мировоззрении хакасов. Исследование базируется на лингвистических, фольклорных и этнографических источниках. Используемые в работе фольклорные материалы, в том числе из архивных фондов - отрывки из героических сказаний (алыптығ нымахтар), пословицы и поговорки в авторском переводе на русский язык, а также полевые материалы автора, впервые вводятся в научный оборот. Проанализированы место и роль образа змеи в языке, устном народном творчестве и обрядовой практике народа. В мифологическом сознании хакасов эта рептилия наделяется противоречивой характеристикой, она устойчиво связывается с хтоническим миром. Во многом соответствующий образ рассматриваемого пресмыкающегося и ее восприятие были обусловлены ее биологической природой, в связи с чем ее часто расценивали как опасного и алчного хищника. Образ змеи имеет прямое отношение к представлению о системе жизнеобеспечения персонажей Нижнего мира, в том числе воззрений о душе.

Об авторе

В. А. Бурнаков
Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия


Список литературы

1. Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 208 с.

2. Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2003. 260 с.

3. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.

4. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.

5. Катанов Н. Ф. Письма Н. Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. Приложение к 73-му тому записок Императорской академии наук, № 8. СПб.: [б. и.], 1893. 113 с.

6. Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-литография Имп. Казанского университета, 1897. 104 с.

7. Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб.: [б. и.], 1907. Т. 9. 640 с.

8. Костров Н. А. Качинские татары. Казань: Тип. Губ. Правления, 1852. 66 с.

9. Маретина С. А. Змея в индуистской мифологии (на материалах МАЭ). СПб.: МАЭ РАН, 2005. 140 с.

10. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. 2-е изд. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. 1026 с.

11. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2009. 332 с.

12. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1972. 312 с.

13. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: Тематика и поэтика. Абакан: Кн. изд-во «Бригантина», 2015. 170 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бурнаков В.А. Змея и ее хтоническая сущность в традиционных верованиях, языке и фольклоре хакасов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(5):142-153. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-5-142-153

For citation:


Burnakov V.A. The Snake and Its Chthonic Essence in Traditional Beliefs, Language and Folklore of the Khakass. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(5):142-153. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-5-142-153

Просмотров: 482


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)