Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Специфика медийной глобализации и противоречия диверсификации западных СМИ

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-180-191

Аннотация

Вопросы медиаконцентрации в последнее время достаточно часто являются темой общественной дискуссии и предметом изучения многих аналитиков и публицистов. Процессы глобальной экономической интеграции, несомненно, внесли изменения и в структуру современного медиарынка. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научного осмысления процессов концентрации как формы организации медиабизнеса. В статье анализируется, как централизация капитала в сфере информационно-коммуникационной индустрии, конвергенция в разных отраслях журналистики и внедрение новых технологий способствуют формированию крупных медиакомпаний, ориентированных на стандарты мировых СМИ. В статье также анализируются мультикультурные грани медийной диверсификации с учетом изменения стиля журналистских дискурсов. 

Об авторе

Ю. В. Маркина
Ростовский государственный экономический университет
Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи факультета лингвистики и журналистики,

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Айрис А., Бюген Ж. Управление медиакомпаниями: реализация творческого потенциала. М.: Университетская книга, 2010. 650 с.

2. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001. 304 с.

3. Вартанова Е. Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Языки и литература. 2018. Т. 15, вып. 2. С. 186–193.

4. Волынкина Е. М. Управление диверсификацией инновационной медиа компании: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2012. 21 с.

5. Гарабова М. И. Особенности функционирования российских СМИ в условиях их монополизации и концентрации (1996–2001 гг.): Дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 185 с.

6. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. C. 56–62.

7. Горбачёва А. А. Закономерности глобализации и проблемы национально-государственной экономики // Экономический вестник Ростов. гос. ун-та. 2009. Т. 7, № 1, ч. 2. С. 91–98.

8. Делягин М. Г. Мировой финансовый кризис: Общая теория глобализации. М.: Инфра-М, 2003. 768 с.

9. Довбыш О. С. Медиарынки в фокусе социального сетевого анализа // Экономическая социология. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/media (дата обращения 19.06.2020).

10. Зизин Е. Ю. Интегрированные бизнес-модели в медиандустрии: закономерности формирования и направление развития: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2011.

11. Карпова А. И. Диверсификация медиаконтента в российских медиахолдингах на примере РБК, «Газпром-Медиа», «Национальной Медиа Группы» // Вестник Кемеров. гос. ун-та. 2015. № 4–2 (64). С. 111–116.

12. Кирия И. В. Актуальные вопросы теории медиакапитала // Меди@льманах. 2009. № 6. С. 16−27.

13. Кирия И. В. «Цифровой раскол» и глобализация СМИ и ИКТ // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-raskol-iglobalizatsiya-smi-i-ikt (дата обращения 08.07.2020).

14. Кучуков Р. А., Савка А. В. Экономическая глобализация: процессы, противоречия // Вестник Финансового ун-та. 2006. № 3. С. 48–54.

15. Макеенко М. И., Кугушева А. А. Проявление интересов основных собственников в выпусках новостей телеканалов (на примере НТВ и РЕН) // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2015. № 1. С. 3–21.

16. Маркина Ю. В. Дискуссии по проблемам глобализации в информационной сфере // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203), вып. 25. С. 113–121.

17. Массмедиа в условиях глобализации: Информационно-коммуникационная безопасность: Монография / Под ред. В. И. Василенко. М.: Проспект, 2015. 168 с.

18. Моисеев Н. Современный антропогенез: цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 3–30.

19. Мухаметов О. Р. Альтернативный подход к измерению концентрации медиарынка: анализ региональных рынков радиовещания в Москве и Санкт-Петербурге // Меди@льманах. 2019. № 2019. С. 96–120.

20. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 479 с.

21. Сапунов В. И. Монополизация в медиасекторе в 2011 году // Проблемы массовой коммуникации. 2012. Ч. 1. С. 109–110.

22. Смирнов С. С. Концентрация средств массовой информации России в условиях трансформации национальной медиасистемы (1991–2006 гг.): Дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 216 с.

23. Смирнов С. С. Новый инструмент измерения концентрации в медиаиндустрии (первая апробация теоретической разработки) // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2017. № 2. С. 3−17.

24. Хорольский В. В. Коммуникативистика и теория журналистики в контексте медийной глобализации: методологические загадки // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2009б. № 8. С. 79–86.

25. Хорольский В. В. Социокультурные аспекты глобализации массмедиа Запада. Воронеж: ВГУ, 2009а. 247 с.

26. Wallerstein I. Globalization or the age of transition? A long-term view of the trajectory of the world system. International Sociology, 2000, vol. 15 (2), p. 251–267.


Рецензия

Для цитирования:


Маркина Ю.В. Специфика медийной глобализации и противоречия диверсификации западных СМИ. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(6):180-191. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-180-191

For citation:


Markina Yu.V. Media Globalization Specificity and Contradictions to Diversification of Western Media. Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(6):180-191. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-180-191

Просмотров: 271


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)