Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск

Ева, Магдалина, самаритянка… (к типологии женских образов в романе Л. М. Леонова «Вор»)

https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-9-108-116

Аннотация

Представлены результаты анализа ключевых женских образов в романе Л. Леонова «Вор»: Маша Доломанова, Татьяна Векшина, Зинаида Балуева, Ксенья Бабкина – судьбы которых объединены типологической общностью. Актуальность исследования обусловлена переосмыслением роли женщины в современном мире и искусстве, и формирование героинь, несчастных в мире мужчин, в литературе 20 века развивалось в том числе под влиянием постреволюционной, послевоенной действительности, под действием урбанизации. Данный ракурс, несмотря на обширную историю исследования романа «Вор», практически не разработан учеными, но есть отдельные статьи, главы в монографиях леоноведов, поднимающих этот вопрос. Методологической основой исследования стали труды, посвященные поэтике мотива, образа. Для достижения цели были поставлены задачи: определение художественно значимых мотивов; сопоставление сюжетных линий с прецедентными текстами (преимущественно библейскими); объяснение деталей, уточняющих суть женских образов.
При помощи метода мотивного анализа были определены основные мотивы, участвующие в создании сюжетных линий каждой героини, и их варианты. Выделен мотив насилия, которые представлен в следующих алломотивах: сексуальное насилие (в том числе лишение невинности) – для всех героинь, кроме Зинаиды Балуевой; физическое насилие (избиение) – образы Маши Доломановой, Зинаиды Балуевой – и самоубийство (Ксенья Бабкина); психологическое насилие (как подавление воли, отсутствие заботы) – все героини. В рамках метода структурно-типологического анализа женские персонажи были соотнесены с полюсами бинарной оппозиции злая жена – добрая жена, восходящими к Св. Писанию. Обнаружено, что, помимо мотива насилия, присутствующего в сюжетной линии каждой героини, но обусловленного не волей лица, а случаем, женские характеры у Леонова объединяет мотив искушения, который позволяет оценить их индивидуальную позицию и объяснить трагический исход жизни.
В результате сделаны следующие выводы: женские образы в романе «Вор» сопоставимы с такими христианскими персоналиями, как Ева, Мария Магдалина, безымянная самаритянка, Татиана-мученица. Их судьбы определяются действиями или желаниями других героев, что, с учетом того, что собственного Бога они не нашли, приводит в итоге к отчаянию и безвозвратной гибели.

Об авторе

А. О. Задорина
Сибирский федеральный университет
Россия

Алена Олеговна Задорина, кандидат филологических наук, доцент 

Красноярск



Список литературы

1. Быков Д. Л. Лекции по русской литературе ХХ века. М.: Эксмо, 2019. Т. 2. 256 с.

2. Васильев В. К. Об архетипическом подходе к анализу женских образов-характеров (письменный и устный текст) // Сибирский филологический журнал. 2018. № 3. С. 142–153.

3. Вахитова Т. М. Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова (структура, поэтика, эволюция): Монография. СПб.: Наука, 2007. 317 c.

4. Вахитова Т. М. Интертекстуальный флер роковых красавиц в прозе Леонида Леонова // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2011. Вып. 10. С. 28–37.

5. Исаев Г. Г. Проблема стилевой традиции Достоевского в прозе Леонида Леонова 1920-х годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Горький, 1975. 23 с.

6. Минмин Я. Некоторые стилевые традиции в ранней прозе Л. Леонова: 1921–1925 гг.: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004. 150 с.

7. Осинский В. А. Идейно-творческая эволюция Л. Леонова от «Вора» к «Пирамиде»: сравнительно-типологический анализ двух романов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук:. М., 2004. 17 с.

8. Силантьев И. В. Мотивный анализ: Монография. Новосибирск, 2004. 239 с.

9. Солженицын А. И. Леонид Леонов – «Вор» (из «Литературной коллекции») // Новый мир. 2003. № 6. URL: http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2003_10/Content/Publication6_3388/Default.aspx (дата обращения 31.01.2021).

10. Трубецкова Е. Г. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1999. 219 с.

11. Хрулев В. И. Роман «Вор» в духовной биографии Леонида Леонова // Наш современник. 2014. № 5. С. 258–275.

12. Чиргадзе С. Л. Революционное поколение в романах Леонида Леонова «Вор» и Захара Прилепина «Обитель» // Русская революция 1917 года в гуманитарной парадигме: Материалы XXII Шешуковских чтений. М., 2017. С. 288–294.

13. Zadorina A. O. The Motif of the Gift in the Works of Leonid Leonov (1924–1953). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2011, vol. 6 (4), pp. 837–845.


Рецензия

Для цитирования:


Задорина А.О. Ева, Магдалина, самаритянка… (к типологии женских образов в романе Л. М. Леонова «Вор»). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(9):108-116. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-9-108-116

For citation:


Zadorina A.O. Eve, Magdalina, Samaritian... (To the Typology of Female Images in the Novel of L. M. Leonov “Thief”). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2021;20(9):108-116. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-9-108-116

Просмотров: 184


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)