«ДА ХОРОШО ЛИ МЫ ЗНАЕМ ТУ КРОХОТНУЮ ЧАСТИЧКУ ЗЕМЛИ, НА КОТОРОЙ САМИ ЖИВЕМ?»: УЧЕБНИК ПО РОДИНОВЕДЕНИЮ М. В. ЗАГОСКИНА (1870 ГОД)
https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-1-29-41
Аннотация
Об авторах
Н. П. МатхановаРоссия
Н. Н. Родигина
Россия
Список литературы
1. Артоболевский Г. В. К истории краеведческих замыслов М. В. Ломоносова // Краеведение. 1926. Т. 3, № 1. С. 45-56.
2. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. «Все разделилось на чужое и наше»: К вопросу о локальном / глобальном в учебнике начальной школы 1900-2000-х гг. // Конструируя детское: филология, история, антропология. М.; СПб., 2011. Вып. 9. С. 150-167.
3. Барков А. С. О научном краеведении // Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М., 1961. С. 71-75.
4. Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л.: Худож. лит., 1983. 350 с.
5. Вессель Н. Х. Местный элемент в обучении // Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959. С. 129-162.
6. Зубарева Н. Н. Педагогическое осмысление необходимости изучения «местного элемента» в рамках общего образования в России во второй половине XIX века // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 245-254.
7. Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII-XXI вв. / Гл. ред. Л. М. Дамешек. Иркутск: Востсибкнига, 2012. 800 с.
8. Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной̆ литературы. М.: АИРО-XXI, 2002. 323 с.
9. Келли К. «С чего начинается малая родина?» Родной город в учебном процессе советской и постсоветской начальной школы: конструирование социальной оптики // Учебники детства: Из истории школьной книги VII-XXI вв. М., 2013. С. 196-226.
10. Козьмин Н. Н. М. В. Загоскин и его значение в истории развития сибирской общественности // Козьмин Н. Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 161-229.
11. Кондратьев Н. И. Михаил Васильевич Загоскин // Загоскин М. В. Магистр. Иркутск, 1981. С. 287-328.
12. Кто боится учебника истории?: материалы семинара, провед. Волгогр. гос. ун-том и Ин-том Кеннана Междунар. науч. центра им. В. Вильсона при поддержке фонда Ф. Эберта 26 апр. 2012 г. / Под ред. И. И. Куриллы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. 106 с.
13. Лескинен М. В. Представления об «Отечестве» и «Родине» в русских учебниках географии последней трети XIX в.: конструирование национальной идентичности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2010. № 3. С. 40-55.
14. Лоскутова М. В. С чего начинается родина? Преподавание географии в дореволюционной школе и региональное самосознание (XIX - начало ХХ в.) // Изобретение империи. Языки и практики. М., 2011. С. 223-262.
15. Любичанковский С. В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя истории средствами краеведения (из современного опыта работы кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического университета) // Современный урок в условиях ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. Оренбург, 2017. С. 141-145.
16. Матханова Н. П. М. В. Загоскин - крестьяновед и мемуарист // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве. Новосибирск, 2009. С. 28-32.
17. Пирожков Г. П. Отечество (родино-, отчизно-, крае-) ведение в образовании Российской империи // Изв. Воронежского гос. пед. ун-та. Педагогические науки. 2014. № 1 (262). С. 183-192.
18. Смокотина Л. И. «Концентрическое родиноведение» как органическая часть культурологических разработок Г. Н. Потанина // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 2 (76). С. 30-31.
19. Учебный текст в советской школе: Сб. ст. / Сост. С. Г. Леонтьева, К. А. Маслинский. СПб.; М.: Ин-т логики, когнитологии и развития личности, 2008. 472 с.
20. Хлытина О. М. Познавательные модели и методологический инструментарий современных учебников истории // Философия образования. 2011. № 5. С. 151-160.
21. Чернова А. И. Общественно-просветительная деятельность М. В. Загоскина // Из истории просвещения Восточной Сибири. Иркутск, 1972. С. 95-104.
22. Чернова А. И. Педагогические взгляды и просветительная деятельность М. В. Загоскина в Восточной Сибири: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 1973. 25 с.
23. Шиловский М. В. «Сейте разумное, доброе, вечное…»: М. В. Загоскин // Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью. Новосибирск, 2007. С. 91-101.
24. Юркин Б. М. М. В. Загоскин. Биографический очерк // Вопросы истории Сибири. Иркутск, 1971. С. 107-117.
25. Белов И. Д. Руководство для сельских учителей, с приложением образцовых уроков по русскому языку, родиноведению, отечествоведению, естествоведению, арифметике и чистописанию. СПб.: Печ. В. Головина, 1869. 149 с.
26. Белоха П. Н. Учебник географии. СПб.: Тип. штаба воен.-учеб. заведений, 1862. 182 с.
27. Загоскин М. В. Иркутск и Иркутская губерния с очерком прочих губерний и областей Сибири. Иркутск: Тип. Н. Н. Синицына, 1870. 140 с.
28. Можайский И. П. Учебный курс географии Новгородской губернии (Родиноведение). Новгород: Тип. М. П. Сухова, 1878. 74 с.
29. Петров К. Краткое описание Олонецкой губернии (родиноведение) Петрозаводск: Губернская тип., 1881. 33 с.
30. Письма Г. Н. Потанина. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1988. Т. 2. 344 с.
31. Потанин Г. Н. [Дилетант]. Местные учебники // Камско-Волжская газета. 1873. № 98. С. 1-2.
32. Потанин Г. Н. По поводу введения преподавания родиноведения // Сибирская жизнь (Томск). 1915. № 121. С. 2-3.
33. Соколов А. А. Город Ростов и его уезд (Опыт пропедевтического курса географии для местных училищ). Ярославль: Тип. губ. земск. управы, 1881. 39 с.
34. Татаринов П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении (учеб. пособие по родиноведению). Симферополь: С. Синани, 1894. 96 с.
Рецензия
Для цитирования:
Матханова Н.П., Родигина Н.Н. «ДА ХОРОШО ЛИ МЫ ЗНАЕМ ТУ КРОХОТНУЮ ЧАСТИЧКУ ЗЕМЛИ, НА КОТОРОЙ САМИ ЖИВЕМ?»: УЧЕБНИК ПО РОДИНОВЕДЕНИЮ М. В. ЗАГОСКИНА (1870 ГОД). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018;17(1):29-41. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-1-29-41
For citation:
Matkhanova N.P., Rodigina N.N. «ARE WE FAMILIAR WITH TINY PIECE OF LAND, THAT WE LIVE ON?»: MOTHERLAND STUDIES TEXTBOOK BY M. V. ZAGOSKIN (1870). Vestnik NSU. Series: History and Philology. 2018;17(1):29-41. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-1-29-41