Preview

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

Расширенный поиск
Том 18, № 5 (2019)
Скачать выпуск PDF

ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ В ВУЗАХ

9-20 191
Аннотация
Развитие электронных образовательных ресурсов в гуманитарной сфере университета является актуальной проблемой. В перспективе ее решение возможно с привлечением специалистов в области инфокоммуникационных технологий, заинтересованных преподавателей и студентов-археологов. В предлагаемой статье представлен новый электронный научно-образовательный ресурс, разработанный в НГУ и предназначенный для подготовки специалистов в области археологии Сибири и Дальнего Востока. Он выполнен как классическое веб-приложение с базой данных и интерфейсами просмотра и редактирования данных. Особенностью ресурса является наличие трехмерных моделей объектов, которые располагаются в интерфейсе просмотра. Дальнейшее развитие системы предусматривает пополнение банка экспонатов, применение методов компьютерного моделирования, сохранение модели в объеме с возможностью последующей репликации, что открывает новые перспективы в развитии трехмерной визуализации в исследовательской области и в образовании, в том числе в учебных программах по направлению подготовки «Археология».

ИСТОРИЯ НАУКИ

21-35 270
Аннотация
Российско-корейские археологические раскопки в начале XXI в. были направлены на изучение двух эпох в западной части Приамурья - неолитической и раннего средневековья. В результате пятилетних исследований раскопаны новые участки изученных во второй половине XX в. эпонимных памятников, давших названия неолитическим культурам - громатухинской и новопетровской, а также поселение Осиновое Озеро и Троицкий могильник, которые стали классическими в изучении троицкой группы мохэ. Для приамурской археологии новым памятником переходного периода от талаканской культуры раннего железного века к михайловской культуре раннего средневековья, а также троицкой группы мохэ стал объект на берегу оз. Долгого, начало изучению которого также было положено в ходе международных работ.
36-49 142
Аннотация
Проводится анализ принципов создания этнографического собрания Кунсткамеры Императорской академии наук в 1716-1743 гг. Отмечены этапы развития подхода к использованию этнографического предмета как объекта коллекционирования: «отдельная редкость или дополнение» естественно-исторических коллекций, наглядная часть жанра путевых описаний, часть комплексного историко-географического изучения территорий, систематизированный материал для сравнительного анализа культур и исторического прошлого раз-личных народов. Традиционная духовная и материальная культура народов Российской империи стала предметом систематизированного описания благодаря экспедициям, организованным для исследования азиатской части Российской империи - Сибири и Дальнего Востока. Наибольший объем сведений был получен в ходе экспедиции Д. Г. Мессершмидта и Академического отряда Второй Камчатской экспедиции. Итогом таких путешествий стали также коллекции предметов, часть из которых передана на хранение в Кунсткамеру.

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ

50-63 132
Аннотация
Согласно современным данным начальное освоение древним человеком территорий Северо-Восточного Кавказа приходилось на период около 2 млн л. н. Палеоландшафт юго-востока Восточной Европы, в том числе и Северо-Восточного Кавказа, в раннем плейстоцене можно сравнивать с современными открытыми ландшафтами Африки. Природные условия в это время характеризует хапровский фаунистический комплекс. Древнейшими археологическими материалами на территории Северо-Восточного Кавказа является комплекс артефактов из слоя 5 памятника Рубас-1 (Юго-Восточный Дагестан), а также материалы ряда стоянок в Центральном Дагестане - Айникаб-1, Мухкай-1, -2. Их возраст определяется интервалом ~ 2,3-1,8 млн лет. При первичном распространении из Африки (через Переднюю Азию) на территорию Кавказа популяции архантропов в целом могли оставаться в пределах привычных природных обстановок и не нуждались в каких-либо кардинальных изменениях своих адаптационных стратегий, включая техники обработки камня и орудийную деятельность.
64-68 236
Аннотация
На территории Северного Вьетнама были получены археологические и геохронологические данные, свидетельствующие о непрерывном существовании здесь единой технологической традиции в обработке камня на рубеже плейстоцена и голоцена. На основании сравнительного анализа археологических и естественнонаучных материалов нами проведена корреляция между культурными слоями находящейся в данном регионе пещеры Конмонг. Использовались реперные виды палеонтологических и палинологических коллекций, которые позволили охарактеризовать климат и ландшафты времени накопления культурных слоев пещер. На основе археозоологического анализа рассмотрены трофические приоритеты обитателей. Допустимо предположить, что в результате палеоэкологических катастроф (похолодания и т. д.) ареал древних популяций человека в китайско-малайской зоне сужался, однако архантропы никогда ее не покидали. Изменения, повлекшие за собой значимую культурную трансформацию, происходили уже в рамках сложившихся общностей людей современного типа иместных технологических традиций.
69-86 139
Аннотация
Впервые в оборот отечественной науки вводятся материалы эпохи бронзы из окрестностей оз. Лобнор (Синьцзян, КНР), хранящиеся в фондах Национального музея Республики Корея. Они получены в ходе работ экспедиции под общим руководством японского исследователя Отани Кодзуи. Составляют особый раздел знаменитой «коллекции Отани». Корейская часть этой коллекции полностью опубликована в 2016 г. Материалы эпохи бронзы образуют наиболее архаичный пласт коллекции. В эту группу входят 4 плетеные емкости, 3 деревянные антропоморфные личины-маски, 2 ритуальных шеста, 2 войлочных головных убора и кожаный ботинок. Анализ артефактов показал, что они имеют аналогии с эпонимным и наиболее известным памятником культуры Cяохэ на территории Синьцзяна - могильником Сяохэ у оз. Лобнор. Однако в древности на территории Синьцзяна существовали и другие комплексы, подобные Cяохэ (например, могильник Бэйфан на р. Керия). Орнаментальная композиция на поверхности плетеных емкостей демонстрирует подобие декору андроновских керамических сосудов, а иконография деревянных личин-масок близка к изображениям на стелах и плитах окуневской культуры Южной Сибири. Отдельные предметы андроновского и окуневского облика известны и на других памятниках Синьцзяна. Таким образом, ближайшей аналогией описанным предметам являются материалы культуры Cяохэ. Вопрос о памятнике, откуда происходят предметы описываемой коллекции, пока оставлен открытым, поскольку требует привлечения дополнительных данных.
87-98 185
Аннотация
Погребальная керамика в Когурё представляет собой уменьшенные копии утилитарных сосудов. Исследовано 183 экземпляра. Посуда разделена на 22 типа. Выделено четыре района распространения погребений с керамикой, которые располагались вдоль бассейнов крупных рек (административно относятся к провинциям Ляонин и Цзилинь КНР, КНДР и РК). Для каждого региона прослежены характеристики и особенности в распределении типов погребальной керамики. Установлено, что самой распространенной посудой были шаровидные сосуды и горшки. С IV в. количество форм увеличилось, в курганах появились керамические реплики предметов быта, а также глазурованная керамика. На это могло повлиять распространение китайской концепции о загробной жизни. Эта традиция проникла в Когурё с китайскими переселенцами или захваченным населением из округа Лолан. Активное внедрение нового, не типичного для когурёской культуры, типа погребения связано с политическим стремлением растущей когурёской власти к самоутверждению в глазах Китая.
99-105 178
Аннотация
Исследуется железный меч, который был случайно обнаружен в начале ХХ в. в окрестностях с. Курагино на территории Минусинской котловины. В настоящее время он хранится в Минусинском краеведческом музее. Является редкой находкой для данной территории. В этой связи нами прослежены наиболее значимые события и результаты, достигнутые в ходе изучения древних и средневековых мечей на территории Южной Сибири и Центральной Азии. У экземпляра из с. Курагино выделены существенные для определения типологической принадлежности формальные признаки. Предмет отнесен к самостоятельному, отдельному типу железных мечей. Он обладает длинным, прямым двулезвийным клинком и съемным, плавно изогнутым в сторону клинка перекрестием, прямым череном рукояти. В статье высказаны некоторые соображения, позволяющие судить о возможности использования этого железного меча енисейскими кыргызами. Предлагается датировка изделия, охватывающая третью четверть I тыс. н. э.
106-115 175
Аннотация
Статья посвящена интерпретации обнаруженных на различных сибирских территориях образцов раннего ручного огнестрельного оружия. Установлено, что один из таких стволов происходит из долины р. Джида в Бурятии. Эта китайская ручница была изготовлена в первой четверти XV в. Другой ствол ручницы второй половины XVI - начала XVII в. происходит из-под г. Бийска. Буферное расположение Южной Сибири между Московским царством и Китаем начиная с середины II тыс. н. э. обусловило присутствие импортного ручного фитильного огнестрельного оружия различного происхождения. В Сибири оно бытовало долго, что во многом обусловливалось его простотой, надежностью, безопасностью и дешевизной производства. В рамках последовательности распространения на территории Сибири различных по конструкции образцов такого огнестрельного оружия, их находки из Бурятии и Верхнего Приобья демонстрируют элементы общей преемственности в использовании фитильного вооружения, характерные для Евразии в целом.
116-124 117
Аннотация
В научный оборот вводятся результаты изучения русских серебряных монет, происходящих из грунтового могильника Сеитово IV (расположен в южно-таежной зоне Западной Сибири на правобережье р. Иртыш в Тарском районе Омской области). Проведенные исследования позволяют утверждать, что здесь были захоронены предки тарских татар. Однако до сих пор из-за отсутствия датировок ранние могилы невозможно было выделить среди более поздних погребений и изучить их особенности для исследования генезиса погребального обряда. Установлено, что найденные монеты (московские именные «сабельные денги») были отчеканены после денежной реформы, проведенной во время правления Ивана IV (Грозного). Указанные монеты редко встречаются в Западной Сибири, а в Среднем Прииртышье они самые древние (1538-1561 гг.). Полученные нумизматические материалы помогут установить нижнюю границу формирования погребального обряда предков современных тарских татар и позволят судить о его основных чертах на ранних этапах существования.
125-145 199
Аннотация
Рассмотрена оригинально оформленная сабля, обнаруженная в 1969 г. в Самарканде и хранящаяся в настоящее время в частной коллекции. Остроугольный клинок, выполненный из сварного булата (дамаска), дополнен литым бронзовым эфесом с короткой С-образной крестовиной, увенчанной изображениями «драконов» и навершием в форме головы сокола. На основании комплексного анализа вещественных и изобразительных источников уточнены датировка и атрибуция данного образца длинноклинкового оружия. Наиболее вероятно, что сабля была изготовлена на территории Средней Азии в XV-XVII вв. Так называемая «тамга Тимура» в виде трех кругов, сгруппированных в форме треугольника, могла быть нанесена на ее рукоять как в XV в., так и позднее (в последнем случае, возможно, с целью повышения продажной стоимости оружия). Несколько менее вероятно, что сабля (или ее рукоять) была изготовлена в индийских владениях Бабуридов (также являвшихся потомками Тимура) в середине XVI - XVII в. Артефакт представляет собой достаточно редкий пример южноазиатского влияния на оружейный комплекс воинов Мавераннахра позднего Средневековья и раннего Нового времени. Малочисленность подлинных образцов среднеазиатского длинноклинкового оружия указанного периода обусловливает высокую научную ценность рассматриваемого материала.

ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

146-153 187
Аннотация
В научный оборот вводятся сведения о трех наконечниках длиннодревкового оружия из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (Нижний Новгород, Россия). В работе анализируются их конструктивные особенности, уточняются хронологические рамки, ареал и степень распространения подобных наконечников. Установлено, что два экземпляра поступили в музейное собрание из коллекции фотографа и художника А. О. Карелина (1837-1906) после 1917 г. и один - после 1945 г. из фондов музея в г. Лысково (Горьковская обл.). Все три наконечника характеризуются наличием декоративных завитков-отрожков ниже плечиков, двух рядов отверстий вдоль края пера и «яблока» на шейке пера. Источники поступления данных предметов вооружения в прежние собрания неизвестны, но проведенный анализ особенностей конструкции и оформления позволил датировать их XVII в. Все они принадлежали к одному из наиболее популярных в Российском государстве типов рогатин, широко представленному среди материалов как европейской части страны, так и Сибири, куда данный вид оружия проникал с русскими землепроходцами.
154-165 121
Аннотация
Настоящая работа представляет исследование фетишизма тюрок Хонгорая. Культ фетишизма из жизни хакасов уже ушел, поэтому такая работа является актуальной для этнографической науки в части, касающейся древнего мифотворчества населения Хонгорая и соседних районов Южной Сибири и Центральной Азии. Впервые специальное изучение, посвященное фетишам-«тёсям» у хакасов, провел Д. А. Клеменц. Их описание он сделал по своим личным сборам и наблюдениям. Ныне эта коллекция «тёсей» хранится в Минусинском краеведческом музее. К сожалению, Д. А. Клеменц не владел хакасским языком, поэтому многие названия остались без должного перевода. В связи с этим научную новизну представляет систематизация автором настоящей статьи материалов по «тёсям» всех этнических групп хакасов (качинцев, сагайцев, кызыльцев, бельтыров). В результате определены функциональные особенности хакасских фетишей-«тёсей», связанные с охраной здоровья семьи и рода, покровительством скотоводству и охоте. Открыты ранее неизвестные для них обозначения, выявлены древние корни таких представлений. Сделано предположение, что «гравированные гальки» из поселения карасукской культуры Торгажак эпохи поздней бронзы можно считать древними фетишами.
166-177 189
Аннотация
Впервые представлена характеристика образа ящерицы в традиционной культуре хакасов. Основу исследования составили фольклорные и этнографические источники. Используемые в работе фольклорные материалы - отрывки из героических сказаний ( алыптығ нымахтар ), сведения по обозначенной теме, собранные краеведом С. Е. Карачаковым, в авторском переводе на русский язык впервые вводятся в научный оборот. Дан анализ места и роли образа ящерицы в устном народном творчестве и обрядовой практике. В мифологическом сознании хакасов эта рептилия наделяется противоречивыми характеристиками, она устойчиво связывается с хтоническим миром и отождествляется с такими природными объектами и стихиями, как гора / скала, вода. Указанная мифологическая фигура осуществляла покровительствующие, защитные и лечебные функции по отношению к домашним животным и людям. Образ ящерицы играл важную роль в мифоритуальном комплексе хакасских шаманов, где она выступала в качестве одного из важнейших духов-помощников при мистериях. В связи с этим ее символическое изображение было широко представлено на шаманских бубнах.
178-185 131
Аннотация
В обзоре рассматриваются вопросы, затронутые на XIII Конференции рабочей группы по календарной обрядности «Ритуальный год», действующей в рамках Международного общества этнологии и фольклора. Научное мероприятие проходило 7-9 ноября 2018 г. в Бухаресте (Румыния). Конференция «Ритуальный год» является профессиональной площадкой для обмена опытом и идеями в области ритуалов и ритуальных практик этнологов, антропологов и фольклористов со всего мира.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7919 (Print)